МНОГООСНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
автомобиль,
имеющий число осей более двух. Многоосными чаще всего выполняются грузовые
автомобили и тягачи, реже автобусы и троллейбусы. М. а. благодаря распределению
общего веса на большее число осей имеют, как правило, большую грузоподъёмность
и повышенную проходимость по сравнению с двухосными. Недостатки М. а.-
их повышенная стоимость н большие расходы на эксплуатацию.
Схемы многоосных автомобилей (ведущие колёса
выделены чёрным цветом): а-МАЗ-537А (СССР). Татра-813 (ЧССР); б-БТР-бОП(СССР),
ДАФ (Нидерланды); в - Панар-ЭБР (Франция); г - АЕК-Маммут
(Великобритания): д - Скэммель-Самсон (Великобритания); е - СВАРЗ
(СССР); ж - ЗИЛ-131 и Урал-375 (СССР); з - Альвис (Великобритания);
и
-
КрАЗ-257 (СССР); к - Бюссинг-Суперкарго (ФРГ), ФИАТ-590НА (Италия);
л
- МАЗ-516 (СССР); м -Икарус-180 (ВНР), Шкода-ШМ 16,5 (ЧССР).
Первая попытка создания М. а. относится
к 1898; серийное произ-во началось в сер. 1920-х гг. на з-де "Рено" (Франция).
В СССР выпуск М. а. (ЯГ-10) грузоподъёмностью 8 т начал Ярославский
автомобильный (ныне моторный) з-д в 1932.
В зависимости от числа колёс принято характеризовать
автомобили т. н. колёсной формулой, где первая цифра указывает на
общее число колёс, а вторая -на число ведущих колёс (считая сдвоенное колесо
за одно). М. а. выполняются трёх- и четырёхосными, а в отд. случаях и пятиосными.
М. а. первой группы (четырёхосные, рис., а - е) выпускаются в сравнительно
небольших количествах и применяются в основном для геоло-
Краткая техническая характеристика многоосных
автомобилей, выпускаемых в СССР
Марка автомобиля
Показатели
|
ЗИЛ-131
|
Урал-375Д
|
КамАЗ
|
КрАЗ-257
|
КрАЗ-255Б
|
МАЗ-516А
|
МАЗ-537А
|
||
Колёсная формула
Грузоподъёмность, m Снаряжённый вес, т Мощность двигателя, кет (л. с.) Скорость, км/ч Контрольный расход топлива, л/100 км |
6X6
3,5 6,46
110 (150)
80
|
6X6
4,5 8,4
132
75
|
6X4
8,0 154 (210)
80 |
6X4
12,0 11,13
176
70
|
6X6
7,5 11,95
176
70
|
6X2
14,5 8,8
132
85
|
8X8
15,0 22,5
386
60
|
горазведочных работ, в строительстве, в
войсковых подразделениях. М. а. второй группы (трёхосные, рис., ж -
м) более распространены и применяются для магистральных перевозок грузов;
к ним относятся междугородные и сочленённые городские автобусы.
Машины повышенной проходимости (грузовые,
спец. автомобили, тягачи, бронетранспортёры) выполняются со всеми ведущими
колёсами. Краткие технич. характеристики М, а,, выпускаемых в СССР, приведены
в табл.
Развитие конструкций М. а. повышенной проходимости
осуществляется за счёт создания сочленённых автомобилей с числом осей от
3 до 6; в дорожных М. а. намечается тенденция к более широкому использованию
схем, показанных на рис., д, к и л (для грузовых автомобилей)
и рис., кпм (для автобусов).
Лит. : Колесные автомобили высокой
проходимости, М., 1967; Селиванов И. И., Автомобили и транспортные гусеничные
машины высокой проходимости, М., 1967; Краткий автомобильный справочник,
6 изд., М., 1971.
Л. М.Шугуров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я