МНОГОТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
, двигатель
внутреннего сгорания, предназначенный для работы на различных нефтяных
топливах, начиная от бензина и кончая дизельным топливом. Первые М. д.
появились в 30-х гг. 20 в. в Германии. Они строились на базе карбюраторных
двигателей, но имели раздельную подачу воздуха и топлива. Воздух поступал
в цилиндры под действием разрежения, а топливо впрыскивалось насосом с
давлением ок. 5 Мн/м* (50 кгс/сл2). Пуск двигателя осуществлялся
на бензине при помощи карбюратора, выключавшегося при нормальной работе.
Смесь воспламенялась электрич. системой зажигания. В 40-е гг. получили
развитие М. д., построенные на базе автомобильных дизельных двигателей.
Топливо в них подавалось насосом под давлением ок. 21 Мн/м2(210
кгс/см2).
При
переходе с одного топлива на другое при помощи насоса подачи топлива устанавливался
одинаковый расход топлива по массе, тем самым сохранялась та же мощность
двигателя.
Применение М. д. на автомобилях и тракторах
значительно расширяет их топливную базу. По сравнению с карбюраторными
двигателями М. д. обладают лучшей топливной экономичностью, но уступают
дизелям. К недостаткам М. д. относятся сложность конструкции и необходимость
тщательного наблюдения за работой системы тошшвоподачи. М. д. получили
широкое распространение за рубежом, особенно в ФРГ. А. А. Сабинин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я