МНОГОЦВЕТНАЯ ПЕЧАТЬ
, способ получения
цветных отпечатков (репродукций) путём последовательного печатания на бумагу
(или др. материал) с печатных форм на машине или станке. Цветные репродукции
могут быть изготовлены любым способом печати (высоким, плоским и глубоким).
Общим для всех способов является получение цветного оттиска определённым
числом печатных красок, причём число печатных форм, с к-рых производится
печатание, соответствует числу используемых красок.
Цветная полиграфич. репродукция появилась
на заре печатания (оттиски с гравюр на дереве или металле раскрашивались
от руки). М. п. начали применять после изобретения в кон. 18 в. литографии,
когда
для каждого цвета оригинала изготавливалась на литографском камне отд.
печатная форма. Цветная литография получила название хромолитографии. Создание
цветочувстви-тельных фотографических слоев в конце 19 в, и др. достижения
фотографической техники (более совершенная оптика, светофильтры, мощные
источники света) привели к замене ручных способов изготовления печатных
форм для цветной репродукции фотомеханическими способами.
Осн. задача М. п.- получить с помощью определённого
кол-ва цветных красок на каждом участке оттиска цветные изображения, идентичные
по цвету и рисунку данному участку оригинала. Исходя из теории трёхкомпонентности
зрения, многообразие цветов на цветной репродукции достигается в результате
трёхцветного синтеза, основанного на субтрактивном способе воспроизведения,
т. е. на принципе образования цвета путём субтракции (вычитания) к.-л.
лучей из состава белого света (см. Цветовые измерения). Любой цвет
и, следовательно, любой многоцветный оригинал может быть воспроизведён
тремя красками: пурпурной (синевато-красной), голубой (зеленовато-синей)
и жёлтой. Каждая из этих красок имеет макс, поглощение в одной зоне спектра
и максимум отражения в двух др. зонах. Из-за прозрачности красок при наложении
их в равных кол-вах практически не получается чёрного цвета. Этот недостаток
восполняется применением четвёртой краски -чёрной. Поэтому рекомендуется
использовать не трёх-, а четырёхкрасочный синтез. Результаты цветового
синтеза при М. п. зависят от цветового охвата комплекта (триады) красок,
т. е. от предельного кол-ва цветовых тонов, которое может быть получено
при их сочетании в разных кол-вах, а также от свойств поверхности применяемой
бумаги (или др. материала). В тех случаях, когда осн. комплект красок не
обеспечивает воспроизведения определённого цвета, сюжетно важного для данного
оригинала, кроме осн. триады красок, применяют дополнительно ещё к.-л.
цветную краску, напр, зелёную или фиолетовую, или "под золото".
Процесс получения цветной репродукции состоит
из трёх осн. частей. Первая часть - аналитическая (или цветоделение)-может
быть осуществлена фотогра-фич. или электронным цветоделением. Вторая -
переходная (или градационный процесс) - состоит в получении градаций цветоделённого
изображения и включает изготовление цветоделённых полутоновых или растровых
негативов и диапозитивов (см. Растр полиграфический) и печатных
форм. Третья часть -синтетическая - состоит в получении цветных печатных
оттисков.
Для М. п. применяются однокрасочные, двухкрасочные
или многокрасочные машины. При использовании однокрасочных и двухкрасочных
машин после одного печатного цикла получается одно-или двухкрасочный оттиск,
а для получения четырёхкрасочного оттиска необходимо соответственно четыре
или два раза повторять процесс печатания для наложения последующих красок.
Наиболее перспективно использование многокрасочных машин, на к-рых производится
печатание последовательно всех четырёх красок за один печатный цикл с одной
или двух сторон бумажного листа.
Лит.: Попрядухин П. А., Печати!
процессы, 2 изд., М., 1955 (Технология пол графического производства, кн.
3); С и н ков Н. И., Технология изготовления фот механических печатных
форм, М., 196 3 е р н о в В. А., Фотографические пр цессы в репродукционной
технике, М., 196
А. Л. Попов
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я