МОГОЛЬСКАЯ ШКОЛА
миниатюры, одна
из основных школ индийской средневековой живописи; развивалась при дворе
Великих Моголов. Стиль М. ш. сложился на основе местных традиций, под влиянием
миниатюры Ирана и Ср. Азии, а также под нек-рым воздействием европ. живописи
и графики. Ранний этап развития М. ш. связан с творчеством приглашённых
в Индию художников Мир Сеида Али из Тебриза и Абд ас-Самада из Шираза,
под руководством к-рых во 2-й пол. 16 в. работала большая группа художников.
Для миниатюр 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. характерны стремление к точному
следованию тексту, документализм, интерес к конкретной личности. Насыщенные
действием многофигурные композиции развёрнуты планами на условно-декоративном
пейзажном фоне ("Бабур-наме", кон. 16 в., Музей иск-ва народов Востока,
Москва). Постепенно миниатюра приобретает станковый характер, вводятся
полутона. В 1-й четв. 17 в. осн. жанром становится портрет; подчёркнутая
индивидуализация, а иногда и психологич. характеристика портретируемого
контрастирует со схематизмом и каноничностью композиции.
Во 2-й четв. 17 в. развивается анимали-стич.
жанр; изображения цветов, зверей, птиц отличаются достоверностью. В миниатюрах
18 в. утрачиваются реалистич. черты, преобладают сухость, безжизненность.
Традиции М. ш. были восприняты миниатюристами сев. р-нов Индии и Декана.
Лит.: Миниатюры рукописи "Бабур-на-мэ".
[Авт.-сост. С. Тюляев], М., 1960; [Г р е к Т. В.], Индийские миниатюры
XVI-XVIII вв. [Альбом], М., 1971; В а г г е t D., Gray В., Painting of
India, Gen., 1963.
H. К. Карпова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я