МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ , течение в католицизме,
возникшее в кон. 19 - нач. 20 вв. Сторонники М., расходясь по ряду вопросов
с позицией церкви, выступили с критикой нек-рых сторон учения и практики
католич. церкви, выдвинули систему взглядов, направленную на приспособление
католич. вероучения к совр. условиям обществ, жизни и к совр. уровню науки.
Виднейшими представителями М. были во Франции - А. Луази, Л. Дю-шен, М.
Блондель, в Германии -Г. Шелль, в Великобритании - Дж. Тир-релл, в Италии
- Р. Мурри, А. Фо-гаццаро и др. Осн. положения М.: религия создана человеком;
библия - не боговдохновенная книга; Христос не был сыном бога, а был евр.
Мессией, зачинателем религ. движения; следует различать вечную сущность
христ. догм и конкретно-историч. формы их проявления, зависящие от развития
общества; церковь должна отказаться от наиболее примитивных суеверий, от
веры в чудеса, в дьявола, в загробные муки и т. п. (но при этом, разумеется,
М. не отказался от веры в сверхъестественное). Нек-рые представители М.
(напр., А. Луази) отвергали догмат о непогрешимости папы, о его верх, власти.
В 1907 Ватикан осудил М. как "синтез всех ересей" декретом Пия X "Lamentabili"
и энцикликой "Pascendi". Наиболее видные модернисты были отлучены от церкви;
их соч. были включены в "Индекс запрещённых книг". В 1910 Ватикан ввёл
антимодернистскую присягу для лиц, посвящаемых в очередной духовный сан,
для профессоров католич. богословских ф-тов, служащих епископских курий
и др.


Католич. церковь, осудившая М., со временем
сама встала перед необходимостью учёта изменившихся в мире условий, эволюции
сознания широких масс верующих, успехов науки и обществ, прогресса. Вопросы
"обновления" были в центре внимания 2-го Ватиканского собора (1962-65),
давшего толчок к дальнейшей модернизации церкви. Течения, аналогичные М.,
получили распространение (особенно после 2-й мировой войны 1939-45) и в
др. религиях -православии, протестантизме, иудаизме, исламе и др.
Их сторонники в целях укрепления сильно подорванных позиций религии требуют
"обновления" догматики, культа, структуры и практики дерквей.


Лит.: Л е р у а Э., Догмат и критика,
пер. с франц., [М.], 1915; Керенский В., Римско-католический модернизм,
Хар., 1911; Ш е и н м а н М. М., Модернизм и модернизация в католицизме,
в кн.: Ежегодник Музея истории религии и атеизма, М.- Л., 1958, т. 2; Беленький
М., Иудаизм, М., 1966; Беликов и ч Л., Кризис современного католицизма,
М., 1967; М ч е д-л о в М., Эволюция современного католицизма, М., 1967;
Баб ос о в Е., Научно-тех" ническая революция и модернизация католицизма,
Минск, 1971; К у р о ч к и н П., Эволюция современного русского православия,
М., 1971; А ш и р о в Н., Эволюция ислама в СССР, М., 1972.

М. М. Шейнман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я