МОЗАИКА
(франц. mosai'que, итал.
то-saico, от лат. musivum, букв.- посвящённое музам), изображение или узор,
выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта,
керамич.
плитка и пр.), один из основных видов монументально-декоративного искусства.
М. употребляется также для украшения произв. декоративно-прикладного иск-ва
и реже - для создания станковых картин. Особым видом М. является
инкрустация.
М.
набираются из кусочков, к-рые имеют простую геом. или сложную, вырезанную
по шаблону форму и закрепляются в слое извести, цемента, мастики или воска.
Существуют два приёма набора М.: "прямой", при к-ром частицы вдавливают
в закрепляющую массу, нанесённую на декорируемую поверхность, и "обратный",
когда частицы наклеиваются лицевой стороной вниз на рисунок, исполненный
на картоне или ткани (затем набор с тыльной стороны заливается закрепляющим
составом, временная основа отделяется и полученный блок монтируется на
стену или потолок).
Древнейшие сохранившиеся М.- орнаменты
из глиняных кружков различной окраски (храмы в Двуречье, 3-е тыс. до н.
э.). Антич. М., украшавшая преим. полы зданий, развивалась от несложных
узоров и лаконичных изображений, выложенных галькой, к изысканным многоцветным
или чёрно-белым композициям из рубленых кусочков камней, выкладываемых
прямым способом и после набора шлифуемых (в результате чего возникал характерный
для антич. М. ровный блеск поверхности). В визант. иск-ве наборы из смальт
и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиться
особой глубины и звучности цвета; визант. М. (напр., М. Софии храма
в
Константинополе), с их мерцающей поверхностью и обильным применением золота,
органически сливались с массивом стены, обогащая пространство интерьера.
Высокого расцвета достигло иск-во М. и в странах, интерпретирующих визант.
традиции: в Италии, Грузии (М. Гелатского монастыря, 12 в.), Др.
Руси (М. 11-12 вв. в Со-фийском соборе и Михайловском Златоверхом
монастыре в Киеве). В романском иск-ве Зап. Европы распространение получают
преим. чисто орнаментальные М. С 13 в. тенденции к чувственно-наглядной
передаче мира всё чаще приводят к замене М. росписью. В 16 в. в Италии
возникает т. н. флорентийская М. из шлифованных цветных камней, предназначенная
для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с 17 в. чисто смальтовые
М. имитируют приёмы масляной живописи. В странах ислама (а также в ср.-век.
Испании и Португалии) с 13-14 вв. развивается майоликовая М., в к-рой изготовленные
по шаблону частицы составляют сложные арабески, строго подчинённые архит.
началу (среди лучших образцов ср.-азиат. М.-созданная в 14-15 вв. облицовка
порталов зданий в Самарканде и Бухаре, а также купола мавзолея Тюрабек-ханым
близ Ку-ня-Ургенча). В России технику смальтовой М. возрождает в 18 в.
М. В. Ломоносов, под руководством к-рого набираются станковые портреты
и батальные композиции. В 1864 при петерб. АХ было создано отделение по
изготовлению мозаик для Исаакиевского собора. Мастера "модерна* и
наци она льно-романтич. течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, русские
худ. В. М. Васнецов, М. А. Врубель) нередко обращались к технике майоликовой
М. В совр. М., составленных обычно из крупных частиц, преобладают композиции,
построенные на сочетаниях броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо,
Ф. Леже, Д. Ри-вера, Д. Сикейрос, X. Эрни). Подъём сов. М., наметившийся
с 1930-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза иск-в.
Среди работ художников старшего поколения наибольшую известность получили
смальтовые мозаики А. А, Дейнеки, П. Д. Корина, флорентийские мозаики Г.
И. Опрышко; в 60-70-е гг. яркие образцы мозаичного декоративного убранства
создают А. В. Васнецов, В. В. Мельничен-ко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков,
А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, Б. П. Чернышёв, В. Б. Эльконин.
Илл. см. на вклейках - к стр. 416 и табл.
XXVII (стр. 432-433).
Лит.: Каргер М. К., К вопросу об
убранстве интерьера в русском зодчестве домонгольского периода, в кн.:
Труды Всероссийской Академии художеств, Л.- М., 1947; Лазарев В. Н., История
византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; Т о-м а е в Т, Н., Резная майоликовая
мозаика в архитектуре Средней Азии 14-15 вв., М., 1951; В и н н е р А.
В., Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; Толстой В. П., Советская
монументальная живопись, М., 1958; Ч у б о в а А. П. н Иванова А. П., Античная
живопись, М., 1966; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L., 1948; Mosaique
qreco-romaine, P., 1963; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970; Лебедева В., Советское
монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973. ,
В. В. Филатов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я