МОЛОДЁЖЬ
социально-демографич.
группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических
свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически
универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный
статус и социально-психологич. особенности имеют социаль-но-историч. природу
и зависят от обществ, строя, культуры и свойств, данному обществу закономерностей
социализации.
Социологич.
исследование М. предполагает единство анализа социально-классового деления
общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения
и социальных функций М. в ряду др. возрастных групп данного общества, на
основе определ. способа производства и более широкого исто-рич. анализа.
В первобытном доклассовом обществе социальные
характеристики в наибольшей степени связаны с естественно-биологическими
и в известной мере производны от последних. В первую очередь это касается
таких универсальных признаков, как пол и возраст, на к-рых покоятся древнейшие
естеств. формы разделения труда. В большинстве таких обществ существовала
жёсткая система замкнутых мужских союзов и организованных возрастных групп
(этнографы наз. их возрастными классами). Эта система имела множество
различных вариантов, но в большинстве случаев принадлежность к той или
иной возрастной группе была обязательной. Члены возрастной группы имели
определ. права и обязанности по отношению друг к другу и к общине в целом
и были связаны узами групповой солидарности; переход из одной возрастной
группы в другую, особенно наступление зрелости, часто оформлялся специальным
ритуалом посвящения (инициации). В нек-рых обществах возрастные
группы охватывали всё население, в других - только М., ещё не достигшую
полной социальной зрелости (по принятым в данном обществе критериям). Система
возрастных групп являлась средством разделения труда внутри общества и
одновременно важнейшим институтом социализации, в рамках к-рого старшие
передают молодым накопленный опыт, осуществляют воинское обучение и т.
д. При отсутствии письменности старики как живые носители племенных традиций
и мудрости пользовались наибольшим уважением и правами. Медленный темп
социальных изменений и строгое разграничение функций возрастных групп не
позволяли естеств. возрастным различиям перерастать в социальные конфликты.
"Неполнота" социального статуса М. воспринималась как нечто естественное,
само собой разумеющееся.
С переходом к классовому обществу единство
возрастных и социальных характеристик разрывается. Обществ, положение индивида
и его престиж определяются уже не столько его возрастом, сколько социальным
происхождением и иму-ществ. воложением. Осн. ячейкой первичной социализации
постепенно становится семья, а возрастные группы утрачивают свой
обязательный, формальный характер. Хотя те или иные виды "молодёжных групп"
повсеместно существовали и в античности, и в ср. века ("мальчишники", "холостячества",
"королевства шутов" и т. п.), давая "легальные" формы выхода юношеской
энергии и необузданности, теперь они выполняют преим. подсобные и не всегда
точно определ. соци-ально-психологич. функции. Сами критерии молодости
и зрелости становятся менее чёткими. Одни древние авторы расчленяют жизненный
цикл по аналогии с временами года: напр., Пифагор считал, что "весна",
охватывающая детство и юность, длится до 20 лет, "лето" - от 20 до 40,
плодоносящая зрелость ("осень") -с 40 до 60 лет, а старость ("зима") -
с 60 до 80 лет. Другие выдвигают условные хронологич. единицы: напр., Солон
делит человеческую жизнь на десять "седмиц", причём юность начинается в
14 лет, расцвет физич. силы приходится на 21-28 лет, оптимальный брачный
возраст на пятую седмицу, а ум вполне созревает между 35 и 42 годами. Третьи
исходят из формально-юридич. критериев.
В ср. века границы молодости чаще всего
увязывались с юридич. критериями и нормами обычного права, регулировавшими
условия достижения "взрослого" статуса. Англ, статут о ремесленниках 1563
требовал, чтобы каждый ремесленник в городе или в сельской местности обучался
своему ремеслу в течение 7 лет под наблюдением мастера, к-рый за него отвечал.
Считалось, что, "...пока человек не достигнет 23 лет, он большей частью
-хотя и не всегда - необуздан, не имеет правильных суждений и недостаточно
опытен, чтобы управлять собой" (цит. по кн.: Тревельян Дж. М., Социальная
история Англии, пер. с англ., М., 1959, с. 214). Лишь достигнув 24 лет
и окончив срок ученичества, он мог жениться и завести собственное дело
или стать подмастерьем по найму.
В обыденном сознании мужчина считался молодым
(в смысле неполноты социального статуса), пока он не обзаводился собств.
семьёй [отголоски этого в языке - нем. Junggeselle (холостяк) буквально
значит "молодой парень"]. С этим ассоциировался и определ. стиль жизни,
выявляя ценностный аспект проблемы. Понятие молодости вообще имеет смысл
лишь в сопоставлении с др. возрастами, но характер этого сопоставления
во многом зависит от того, делается ли акцент на незавершённости процесса
социализации и незрелости М. (в противоположность взрослости) или на её
силе и творческой активности (в противоположность старости).
В новое время положение ещё более усложнилось.
Прежде всего раздвинулись условные социально-психологич. границы молодости.
С одной стороны, процесс акцелерации существенно ускорил физическое
и, в частности, половое созревание детей и подростков, к-рое традиционно
считается нижней границей юности. С другой стороны, усложнение трудовой
и общественно-политич. деятельности, в к-рой должен участвовать человек,
вызывает удлинение общественно необходимого срока подготовки к жизни, в
частности периода обучения, с к-рым ассоциируется известная неполнота социального
статуса. Совр. М. дольше обучается в школе и соответственно позже начинает
самостоят, трудовую жизнь. Усложнились и сами критерии социальной зрелости.
Начало самостоят, трудовой жизни, завершение образования и приобретение
стабильной профессии, получение полигич. и гражд. прав, материальная независимость
от родителей, вступление в брак и рождение первого ребёнка - все эти события,
в своей совокупности дающие человеку чувство полной взрослости и соответствующий
социальный статус, наступают не одновременно, и сама их последовательность
и символич. значение каждого из них не одинаковы в разных социальных слоях,
Отсюда и дискуссионность хронологиче ских, абсолютных возрастных границ;
нижнюю границу М. разные авторы устанавливают между 14 и 16, а верхнюю
-между 25 и 30 годами и даже позже.
Не менее важно, чем удлинение периода молодости,
усложнение самого процесса социализации. Формирование лично сти молодого
человека осуществляется сегодня под влиянием неск. относительно автономных
социальных факторов, важнейшими из к-рых являются: семья, школа, общество
сверстников (спец. молодёжные организации, большей частью направляемые
взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества),
средства массовой коммуникации. Уже сама множественность этих институтов
и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно большую степень
автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом.
Организация воспитания и обучения М. по возрастному принципу (чего не было
в ср.-век. школе) усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке
специфич. "молодёжного" самосознания и стиля жизни ("субкультуры").
Ускорение темпов обществ, жизни в связи
с научно-технич. прогрессом влечёт за собой повышение роли и значения М.
в общественно-политич. и культурной жизни. Дело не столько в абс. росте
числа молодых людей (в развитых странах, где ниже рождаемость и выше ср.
продолжительность жизни, удельный вес М. в общей массе населения ниже,
чем в развивающихся странах), сколько в меняющихся социальных условиях.
Чем выше темп технико-экономич. развития, чем быстрее обновляются знания,
условия труда и быта, тем заметнее становятся социально-культурные различия
между поколениями. Новые проблемы и события толкают на поиски принципиально
новых решений и критич. переоценку прошлого опыта. Это не меняет, вопреки
мнению ряда зап. учёных (М. Мил, США), принципиального направления процесса
социализации, т. к. любые поиски нового М. осуществляет, опираясь на опыт
и знания, полученные от старших; кроме того, социальная преемственность
не сводится к передаче быстро устаревающих спец. знаний, но включает также
усвоение гораздо более устойчивых и глубоких психологии, структур, культурных
ценностей и традиций, аккумулирующих весь опыт всемирной истории человечества.
Пренебрежение этими ценностями, типичное для нек-рых -"новых левых", ведёт
к политич. авантюризму. Однако и освоение прошлого опыта, и поиск новых
решений в условиях научно-технич. революции требуют более активного и творч.
участия М.
Существуют качеств, различия в положении
М. в условиях противоположных обществ, систем. При капитализме безработица,
трудности, связанные с получением образования, а. затем с возможностями
его применения, больно бьют по М., особенно по выходцам из низов. Молодые
люди не чувствуют себя хозяевами собственной жизни, у них отсутствует уверенность
в будущем. Разочарование в идеалах буржуазного общества создаёт в сознании
молодых обширный идеологич. вакуум, к-рый значит, части М. нечем заполнить.
Труд на эксплуататоров не даёт большинству молодых людей достаточного удовлетворения,
а односторонние потребительские ориентации приводят в конечном итоге к
духовной опустошённости. Всё это вызывает чувство протеста и неудовлетворённости
существующим обществом. Формы этого протеста различны. В одних случаях
это глобальное пассивное неприятие бурж. системы ценностей, всё равно идёт
ли речь о трудовой морали или потребительских ориентациях; но попытки хиппи
вести "неприобретательский" образ жизни в условиях капиталистич. общества
неминуемо обречены на провал, и средством "ухода" от действительности становятся
наркомания или алкоголизм. Столь же бесперспективны попытки возрождения
религ. веры, чаще всего типа созерцательного вост. мистицизма. В 60-х гг.
в связи с обострением общих противоречий капитализма широкий размах приобрело
политич. молодёжное и студенч. движение во имя общедемократич. (гражд.
равноправие негров, прекращение войны во Вьетнаме) или социалистич. целей.
Это движение играет большую политич. роль, но идеологически оно весьма
неоднородно. Большой вред ему наносит влияние "ультралевых" анархиствующих
идеологов, лишённых чёткой конструктивной программы и спекулирующих на
эмоциях М.
Повышение социального веса М. и рост молодёжного
движения стимулировали интерес к молодёжным проблемам со стороны учёных,
особенно социологов. "Молодёжные проблемы", начиная с об-щественно-политич.
активности и потребит, ориентации и кончая преступностью и др. формами
антиобществ, поведения М., интерпретируются и в терминах влияния социальной
системы, и как следствие меняющихся условий социализации, и в свете их
собств. внутр. движения. Однако мн. немарксистские работы по социологии
М. страдают рядом типичных ошибок и недостатков, таких, как подмена социальных
проблем психофизиологическими; увлечение глобальными идеологич. клише вроде
понятия универсального "конфликта поколений", недооценка социально-классового
расслоения М. и преувеличение её культурно-идеологич. гомогенности, доходящее
до утверждений, что М. является самостоят, обществ, классом, идущим якобы
на смену "обуржуазившемуся" пролетариату; необоснованная экстраполяция
выводов, полученных на основе изучения групп М. из ср. слоев развитых капиталистич.
стран, на всю "современную молодёжь".
Коммунистич. партии, руководствуясь марксистско-ленинской
теорией, рассматривают М. и молодёжное движение с классовых позиций. М.
в классовом обществе всегда классово неоднородна, и различные её отряды
(рабочая, крестьянская, учащаяся М.) имеют свои специфич. интересы, причём
классовая общность объективно перевешивает возрастную. Существенно различны
положение и проблемы М. в развитых и в развивающихся странах. Поэтому нельзя
говорить о М. как о единой политич. и идеологич. силе. В. И. Ленин всегда
придавал молодёжи большое позитивное значение, указывая, что в конце концов
именно "молодежь решит исход всей борьбы, и студенческая, и еще больше
рабочая молодежь" (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 9, с. 247). Он подчёркивал,
что необходимо учитывать как возрастную, так и социально-психологич. специфику
М., обусловленную исторически неизбежными различиями между разными поколениями.
"Нередко бывает,- писал он,- что представители поколения пожилых и старых
н е умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена
приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той
обстановке, как ее отцы" (там же, т. 30, с. 226). Учитывая социальную неоднородность
М., подходить к ней нужно строго дифференциро-ванно. Ведя систематич. работу
среди рабочей и крестьянской М., коммунистич. партии уделяют также большое
внимание студенчеству, численность к-рого быстро растёт. Студенчество,
по словам В. И. Ленина, "...является самой отзывчивой частью интеллигенции,
а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее,
всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых
интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не
было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала
политической группировке во всем обществе,- „соответствовала" не в смысле
полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе
и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве
тех групп, какие есть в обществе" (там же, т. 7, с. 343). Оценивать молодёжное
и студенческое движение и его лидеров нужно не столько по их словам и лозунгам,
сколько по их реальным делам и классовой позиции. "Только тесная связь
с рабочим движением и его коммунистическим авангардом может открыть перед
молодежью действительно революционную перспективу" ("Международное Совещание
коммунистических и рабочих партий". Документы и материалы. М., 1969, с.
309).
Принципиально новые пути открывает перед
М. социализм, дающий ей возможности свободного развития и творч. деятельности.
М. занимает важное место в социально-демографич. структуре и об-щественно-политич.
жизни социалистич. общества. По данным Всесоюзной переписи населения (1970),
50,8% населения СССР составляли люди в возрасте до 30 лет, причём среди
них от 15 до 29 лет -19,9% . М. составляет свыше 54% работников пром-сти
и свыше 44% работников сел.х-ва. Половина всех науч. работников СССР -
люди не старше 30 лет. Сов. М. активно участвует в строительстве коммунистич.
общества. Её авангард -Ленинский комсомол объединяет ок. 30 млн. юношей
и девушек. Забота о коммунистич. воспитании М. и её всестороннем развитии
постоянно стоит в центре внимания Коммунистич. партии.
Отсутствие безработицы, бесплатность образования
и установка на то, чтобы труд был не просто профессией, но жизненным призванием,
делают особенна насущной разработку системы профессиональной ориентации.
Гармонич. сочетание обществ, необходимости с личными склонностями - важное
и вместе с тем сложное дело, а несоответствие уровня притязаний и реальных
возможностей может вызвать социально-психологич. конфликты. Более гибкой
и эффективной должна стать система образования и подготовки кадров. Увеличение
свободного
времени предполагает расширение не только материальных возможностей
рационального его использования, но также круга культурных потребностей
и запросов личности, причём необходимо учитывать конкретную социально-психологич.
специфику различных социальных групп М. (городской и сельской, рабочей,
крестьянской и учащейся). Множественность факторов социализации (семья,
школа, сверстники, средства массовой коммуникации и т. д.) требует научно
обоснованной координации их деятельности. Изучение этих проблем при ясном
понимании того, что М. не просто объект заботы и воспитания, но активный
субъект обществ, деятельности, - задача марксистско-ленинской науки.
Лит.: Маркс К. н Энгельс Ф., О молодёжи,
М., 1972; Л е н и н В. И., О молодёжи, М., 1970; Общество и молодёжь, М.,
1972; Молодёжь, её интересы, стремления, идеалы, М., 1969; Молодёжь и труд,
М., 1970; Молодёжь и образование, М., 1972; Иконникова С. Н., Л и-с о в
с к и и В. Т., Молодёжь о себе, о своих сверстниках, Л., 1969; У р л а
н н с Б. Ц., История одного поколения, М., 1968; Человек и общество. Социальные
проблемы молодёжи, Л., 1969; Ш у б к и н В. Н., Социологические опыты,
М., 1970; М и т е в П., Общественият прогрес н младежта, София, 1969; С
е м о в М., Промените в младежта, София, 1972; F r i e d r i с h W., Jugend
heute, В., 1966; Hornstein W., Jugend in ihrer Zeit, Hamb., 1966; Jugend
im Spektrum der Wissenschaften, Munch., 1970; Youth: a social force?, "International
Social Science Journal", 1972, v. 24, № 2; E i s e n-s t a d t S.
N., From generation to generation, N. Y. - L., 1956; Problems of jouth
transition to adulthood in a changing world, Chi., 1965; M u u s s R. E.,
Theories of adolescence, 2 ed., N. Y., 1968; Des millions de jeunes, ed
C. Dufrasne, P., 1967; A sociology of age stratification, N. Y., 1972.
И. С. Кон.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я