МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ
возникли в середине
1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в
6-8 вв. получили распространение в Византии и странах Зап. Европы при мужских
монастырях. Существовало три осн. типа М. ш.: пастырско-мона-шеские (готовили
духовенство для церков-но-приходского служения), школы-общежития при монастырях
(готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церк.
писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях.
Обучение в М. ш. носило богословский характер с нек-рыми элементами светского
образования. В период господства на Балканах Османской империи (15-16 вв.)
М. ш. играли важную роль в сохранении культуры южнослав. народов и греков.
В Др. Руси М. ш. в основном готовили клириков
для службы в церквах и монастырях; при жен. монастырях в 12 в. возникли
школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М.
ш. наряду с богословием изучались слав, грамматика, греч. и лат. языки,
риторика и пиитика. В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться духовные
семинарии, муж. и жен. духовные уч-ща, цер-ковно-приходские школы.
М. ш. функционируют при нек-рой части совр.
буддийских и католич. монастырей. См. также Духовные учебные заведения.
В. Г. Фуров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я