МОНАШЕСТВО

МОНАШЕСТВО (от греч. monachos -одинокий,
отшельник, монах), социальная религ. группа, члены к-рой принимают на себя
ряд обязательств: в первую очередь -"уход из мира"; как правило, отказ
от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных
и социальных связей; подчинение суровой дисциплине. Обязательным для монахов
является прикрепление (для большинства) к монастырю, выполнение его правил
(устава). В центре монашеской этики - молитва и размышление о божественном
(медитация).


М. появилось впервые в сер. 1-го тыс. до
н. э. в Индии в буддизме (в к-ром оно охватывает всё духовенство).
Считалось, что буддист может достичь нирваны, лишь отказавшись от
всех мирских связей и нищенствуя. Широкое развитие М. получило в Индии
к первым векам н. э., позже в Китае, Японии, Тибете (ламаистское М.) и
др. странах Юго-Вост. Азии и Д. Востока.


В христианстве М. (в православии именуемое
также чёрным духовенством) появилось в 3-4 вв., сначала в форме отшельничества,
а
затем (с 4-5 вв.) стали преобладать совместные поселения монахов (см. Монастыри).
В
дальнейшем в православии на Руси большое развитие получило странничество
монахов (с их временными остановками в монастырях). Особое значение христианское
М. приобрело в ср. века. Это объяснялось, помимо религ. фанатизма, социально-эконо-мич.
причинами: при господстве в феод, землевладении принципа майората М.
нередко оказывалось единственно возможным занятием для младших сыновей
феодалов; в монастырях обычно они занимали руководящее положение, часто
их образ жизни мало отличался от образа жизни светских феодалов. Осн. массу
М. составляли, однако, выходцы из др. социальных слоев, не имевшие средств
к существованию, гл. обр. - из крестьян (они оставались близки к нар. низам,
этим в значит, мере объясняется участие монахов в ср.-век. еретич. движениях).
В капиталистич. странах часть М. (особенно монахинь) состоит из бессемейных,
обездоленных, частью деклассированных элементов и нек-рых неудовлетворённых
жизнью представителей мелкобурж. интеллигенции.


Посвящение в М. в христианстве сопровождается
обрядом пострижения. В знак полного "ухода из мира" постриженный принимает
новое имя и получает особое облачение. В действительности же отречение
М. (особенно его верхушки) от "греховного" мира, как правило,- фикция.
Жизнь монахов далека от проповедуемого ими аскетизма. Народ, борясь против
феод, эксплуатации, резко выступал и против М., обвиняя его в тунеядстве,
разврате. Пороки и невежество М. обличали гуманисты и просветители всех
стран.


Наиболее разнообразные формы монашеских
орг-ций создала католич. церковь, в первую очередь - многочисл. монашеские
ордена (духовно-рыцарские ордена, нищенствующие ордена), среди к-рых
особое значение приобрели иезуиты. В зап.-европ. странах католич.
церковь всегда стремилась использовать М. для активного воздействия на
идеологию, политику, науку, воспитание и др. стороны жизни. Католич. М.-
важнейшая опора папства. Совр. М. подвергается, как и вся церковь, процессу
модернизации, изменяется жизненный уклад и быт в монастырях и т. п.


Своеобразна роль совр. М. в странах Востока:
в условиях ожесточённой анти-империалистич. борьбы буддийское и ламаистское
М., играющее активную роль в обществ, жизни, нередко примыкает к прогрессивным
силам в своих гос-вах.


В протестантизме институт М. отсутствует.
В лит-ре часто причисляют к М. мусульманских дервишей, но это неточно:
дервиши не дают обета безбрачия, могут выйти из обители, жениться, вернуться
к временно оставленной семье.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я