МОНОЛОГ

МОНОЛОГ монологическая речь (от
моно...
и греч. logos - слово, речь), вид речи, совсем или почти не связанной
(в отличие от диалогич. речи; см. Диалог) с речью собеседника ни
в содержат., ни в структурном отношении. Моно-логич. речь обладает гораздо
большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и др.
средств, имеет, как правило, более сложное синтаксич. построение по сравнению
с репликами в диалоге. В бытовом общении монологич. речь встречается крайне
редко, что дало основание Л. В. Щербе предположить её производность
от диалогической (в ист. плане). Осн. коммуникативные ситуации её употребления
- сфера иск-ва, ораторского выступления, общения по телевидению и радио,
ситуация обучения (речь учителя в классе и т. п.). По своей языковой и
структурно-композиционной организации монологич. речь гораздо сложнее,
чем др. виды речи; эти её особенности изучает т. н. лингвистика текста
(проблема сложного синтаксич. целого, абзаца и т. п.).


М. в литературе и театре. Компонент художеств,
произведения или самостоят, жанр, оформленные посредством монологич. речи.
В драме (спектакле, кинофильме) - высказывание персонажа, обращённое к
самому себе или к окружающим, обособленное от реплик др. персонажей; М.
часто используется для выражения лирико-филос., интимного или публицистич.
излияния героя, его жизненного кредо (знаменитое "Быть или не быть..."
шекспировского Гамлета или "Не образумлюсь, виноват..." грибоедовского
Чацкого), а также для изложения событий, предшествующих сюжету пьесы или
происходящих за сценой. Присущ трагедии античности, барокко, Возрождения,
классицизма, драме романтизма (особенно), монодраме, совр. нереалистич.
драме. Своеобразным М.-исповедью или М.-проповедью является лирика,
преим.
т. н. субъективная лирика, непосредственно передающая переживания творца.
Монологически оформляются часто повествоват. жанры, напр, рассказ от первого
лица, в том числе сказ (у Н. Лескова, М. Зощенко). Однако в повествоват.
монологич. стиле нередко присутствует "чужое" слово (элементы пародии,
полемики) и тогда повествоват. монолог сближается с диалогом. В реалистич.
прозе кон. 19-20 вв. одним из важных средств психологич. характеристики
стал внутренний М., или ".поток сознания" (по зарубежной терминологии).


Лит.: Волошинов В. Н. [при участии
Бахтина М. М.], Марксизм и философия языка, 2 изд., Л., 1930; Волькенштейн
В., Драматургия, М., 1969; Бахтин М. М., Слово у Достоевского, в его кн.:
Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972; Корма н Б. О., Чужое сознание
в лирике..., "Известия АН СССР. Отделение литературы и языка", т. 32, 1973,
в. 3.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я