МОНОПОЛИИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ
частные,
крупнейшие капиталистич. фирмы с активами за рубежом или союзы фирм разной
нац. принадлежности устанавливающие господство в одной или неск. сферах
мирового капиталистич. х-ва с целью извлечения максимальных прибылей. Экономич.
основой возникновения и развития М. м. является высокаястепень обобществления
капиталистич. произ-ва и интернационализация хоз. жизни. М. м. по своим
формам делятся на две группы: нац. тресты и концерны с зарубежными активами
(транснациональные монополии) и собственно межд. нар. монополии. Последние
включают как междунар. тресты и концерны, основанные на единстве монополистич.
собственности, так и межфирменные союзы (картели и синдикаты, монополистич.
объединения на производств, и научн. технич. основе).
Транснациональные монополии национальны
по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности Компании
этого типа существовали уже в 19 в., но широкий размах их деятельность
получила лишь в сер. 20 в. Taк напр., у амер. нефтяного концерна "Стандард
ойл оф Нью-Джерси", имеющего в 1967 производств, предприятия в 45 странах,
активы за рубежом составляли 56% общей их суммы, объём продаж - 68% , прибыли
- 52% . Подавляющая часть производств, мощностей и сбытовых орг-ций швейц.
пищевого концерна "Нестле" размещена в др. странах. Только 2-3% всего оборот
концерна в кон. 1960-х гг. приходилось на Швейцарию. О растущем значении
таких компаний в мировой капиталистич. экономике свидетельствует стремительное
увеличение объёма "интернациональной" продукции (измеряется оборотом продаж
предприятий, контролируемых иностр. капиталом). С нач. 50-х г.г. 20 в.
он увеличивался ежегодно в среднем на 10%, превышая примерно вдвое темпы
роста обществ, произ-ва капиталистич. стран. На нач. 70-х гг. "интернациональная"
продукция оценивалась в 250-З00 млрд. долл. в год, что за вычетом
стоимости сырья и незавершённого произ-ва соответствовало приблизительно
7% валового продукта капиталистич. мира Более 2/з "интернациональной"
продукции производят тресты и концерны США и ок. 1/3 - зап.-европейские,
прежде всего англ., голл. и швейцарские. В 1968-69 из 589 фирм с активами
в 10 и более странах 268 являлись компаниями США и 321 - компаниями Зап.
Европы. Следовательно, зап.-европ. транснациональные фирмы, существенно
уступая своим амер. конкурентам по совокупному объему "интернационального"
произ-ва, превосходят их несколько в количество отношении. Это объясняется
более крупными размерами монополий США. Последние уступают зап.-европ.
транснациональным трестам (концернам) и по степени "международности" (удельный
веса активов, произ-ва, оборота продаж, прибылей, занятых за рубежом).
Среди транснациональных компаний практически отсутствуют япон. фирмы. Гл.
месте во внешнеэкономич. экспансии Японии принадлежит вывозу товаров. Но
с нач. 70-х гг. наметилась тенденция к увеличению япон. инвестиций в пром.
предприятия США и Зап. Европы.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я