МОНОТЕМАТИЗМ

МОНОТЕМАТИЗМ (отлюно... и тема),
принцип
построения муз. произведения, связанный с объединением одной темой сонатно-симфонич.
цикла или произошедших от него одночастных форм. Ранний образец М.-5-я
симфония Бетховена, начальная тема к-рой в трансформированном виде проводится
через все части. Высшего развития М. достиг в эпоху муз. романтизма, в
программных муз. произв. (см. Программная музыка) Г. Берлиоза и
Ф. Листа. В "Фантастической симфонии" Берлиоза сквозная тема представляет
образ возлюбленной героя, сопутствующий ему в разные моменты жизни; тема
подвергается постоянным изменениям, особенно значительным в финале. В симфонии
Берлиоза "Гарольд в Италии" ведущая тема персонифицирует образ гл. героя
и поручается всегда соло альта, выделяясь на фоне программно-изобразит.
картин. В симфонич. поэмах Ф. Листа применяется новый тип формы, объединяющий
черты сонатного аллегро и сонатно-симфонич. цикла; целостность произв.
обеспечивается использованием одной темы, подвергающейся образным трансформациям
и принимающей различный облик, отвечающий различным этапам развития сюжета.
В более свободной трактовке, в сочетании с обычными принципами муз. развития,
М. и связанный с ним принцип образной трансформации широко применялись
и в последующее время (симфония Франка, 3-я симфония Сен-Санса, 9-я симфония
Дворжака, в рус. музыке - 4-я и 5-я симфонии Чайковского, симфонии Скрябина,
Ляпунова, 7-я и др. симфонии Шостаковича).

В. П. Бобровский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я