МОНТАЖ
в к и н о, творческий и одновременно
технич. процесс в создании фильма, особая форма художеств, мышления, интерпретация
снятого киноматериала путём отбора, сочетания отд. кусков изображения,
или т. н. монтажных кадров (см. Кадр). М. связан с драма-тургич.
или тематич. структурой фильма, определяется его сценарием или съёмочным
планом, а в документальном кино иногда самим ходом события, снятого средствами
кинорепортажа. Включённые в кинокартину кадры объединяются в большие и
малые группы, монтажные фразы и целые эпизоды, составляя композицию кинопроизведения,
между кадрами устанавливаются > смысловые, изобразит., масштабно-пространств.,
ди-намич. и звуковые соотношения. Выразительность и эмоциональная окраска
М. зависят от характера действия, игры актёров; его назначение - найти
определённый темпоритм чередования кадров и в соответствии с режиссёрским
замыслом расставить акценты. Особенно важную роль в становлении и развитии
монтажной формы сыграли в 1900-е гг. реж. А. Смит (Великобритания) и Э.
Портер (США), в период расцвета "немого" кино в 1920-е гг.- Т. Инс, Д.
У. Гриффит (США), А. Ганс (Франция), сов. реж. С. М. Эйзенштейн, Л. В.
Кулешов, В. И. Пудовкин, Д. Вертов. Введение звука в кино в большой степени
изменило и расширило выразит, возможности М., вызвало появление новых технич.
приёмов. Уже в первые годы звукового кино были созданы фильмы, в к-рых
использовались эти новые возможности М. В киноискусстве 60 - нач. 70-х
гг. осн. формами являются: расчленённый М.- разделение действия, ансамбля
мизансцены на отд. кадры-фрагменты, снятые с разных точек; М. на движении,
переходящем из кадра в кадр; М., подчинённый содержанию диалога или авторского
текста; параллельный М.- чередование-сопоставление неск. действий, происходящих
одновременно в разных местах; тематич. М.- по принципу смыслового обобщения
или перечисления сходных фактов и явлений; М., в к-ром реальное действие
сочетается с воображаемыми, субъективными образами (воспоминания, сны и
другое); внутрикадровый М.- изменение объектов съёмки, их "круп-ностей"
внутри одного куска действия, снятого движущимся киноаппаратом. Монтажная
стилистика фильма находится в большой зависимости от его жанра, творческих
устремлений режиссёра, избирающего ту или иную форму М. Монтажное видение
стало новой эсте-тич. категорией, одним из характерных свойств киноискусства
1-й пол. 20 в. Приёмами кинематографии. М. пользуется телевидение, его
влияние проявляется в нек-рых произв. художеств, лит-ры, в области изобразит,
иск-в, в полиграфии, в экспозиции выставок.
Как технич. процесс М. производится на
киностудиях
в
спец. цехах, связанных в своей работе с цехом обработки киноплёнки и звукоцехом.
В монтажных цехах установлены монтажные столы и приборы - моталки для перемотки
киноплёнки, прессы для склейки, синхронизаторы, метромеры и др. Обычно
при монтажном цехе есть небольшие кинопроекционные залы, где просматривают
части фильмов на разных стадиях их готовности, отбирают дубли эпизодов,
проверяют синхронность изображения и звука и т. п. М. проводится группой
специалистов по сценарию или плану фильма и указаниям режиссёра.
М. проходит ряд последоват. этапов. Полученный
материал - киноплёнка с позитивным изображением эпизодов и магнитная лента
с фонограммой - подготавливается к просмотру: склеиваются и маркируются
куски киноплёнки, синхронизируются изображение и звук. Из отобранных дублей
эпизодов составляются сцены и сюжеты. Куски киноплёнки с эпизодами обычно
неоднократно переставляются и подрезаются, т. к. монтажёр стремится найти
наиболее точные и выразительные их сочетания. Для ускорения работы над
фильмом М. проводится иногда параллельно со съёмкой последующих эпизодов.
После окончания съёмок все ранее смонтированные
эпизоды просматриваются в их сюжетной последовательности, вставляются заглавные
и др. надписи (титры), иногда производится досъёмка необходимых сцен. М.
заканчивается перезаписью фонограмм звуковых компонентов фильма, размещённых
на 3-5 магнитных лентах, на одну общую ленту. После этого кинофильм приобретает
форму т.н. рабочего экземпляра на двух плёнках (одна с изображением, другая
с фонограммой). Его передают в цех обработки киноплёнки, где по нему изготавливают
негатив
и
печатают контрольный позитив, в котором изображение и фонограмма
совмещены на одной плёнке.
Такие же стадии М. проходят и теле-виз.
фильмы (см. Кинотелевизионная техника). Однако в телевидении распространена
особая форма М. во время прямых, непосредств. передач в эфир с места событий,
без предварит, фиксации изображений на киноплёнку. В этих случаях передача
ведётся на пульт телецентра одновременно с разных точек съёмки и режиссёр
передачи, следя за изображениями на экранах видеоконтрольных устройств,
выбирает наиболее важные фрагменты событий для трансляции телезрителям.
Применение видеомагнитофонов в кинотелевиз. технике позволило усовершенствовать
М. и сделать его более оперативным.
Лит.: Кулешов Л. В., Искусство кино,
[М.], 1929; его же, Основы кинорежиссуры, [М.], 1941; его же, Кадр и монтаж,
М., 1961; Пудовкин В. И., Избр. статьи, М., 1955; Эйзенштейн С. М., Избр.
статьи, М., 1956; е г о же, Избр. произведения, т. 2, М., 1964; Коноплев
Б., Производство кинофильмов, М., 1962; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы,
[М., 1966]; Р е и с ц К., Техника киномонтажа, пер. с англ., [М., I960];
Ф е л о н о в Л., Монтаж как художественная форма, М., 1966.
Л. Б. Фелонов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я