МОНТЕСКЬЕ

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu)
Шарль Луи де Секоида, барон де Ла Бред и деМ. (18.1.1689, Лабред, близ
Бордо,-10.2.1755, Париж), французский просветитель, правовед, философ и
писатель.


Чл. Ин-та Франции (1727).
Происходил из старинного дворянского рода. По окончании католич. коллежа
(1705) изучал право в Бордо и Париже. В 1714 совет-пик, а с 1716 один из
вице-президентов парламента (суда) Бордо. С 1726 жил в Париже.


В 1728 М. предпринял путешествие
по Европе (посетил Италию, Пруссию, Нидерланды), в 1729-31 жил в Великобритании.
Англ, конституц. практика, взгляды англ, правоведов и философов оказали
большое влияние на формирование гос.-правовых идеалов М., наиболее ярко
выраженных в книге "О духе законов" (1748, рус. пер. 1900),- энциклопедич.
труде, основанном на широком использовании сравнительного и сравнительно-историч.
методов. М. придавал большое значение в формировании позитивного права
и форм правления гос-ва географич. факторам (особенно климату). Жаркий
климат, считал он, порождает лень и страсти, убивает гражд. доблести и
является причиной деспотич. правления. Такая позиция дала основание считать
М. одним из основоположников т. н. географич. школы в социологии. Однако
важнейшее значение М. придавал политич. факторам и прежде всего - форме
правления.
Осн. темой кн. "О духе законов" и являлась проблема разумного
гос. строя и его организация. Исходя из антич. политич. теорий, М. различал
3 правильные формы правления (демократия, аристократия и монархия)
и 1 неправильную (деспотия).


Считая наилучшей формой правления
монархию, М. в качестве средства, способного предотвратить трансформацию
монархии в деспотию и обеспечить политич. свободу, полагал принцип разделения
властей, а также федеративную форму гос. устройства (см. также "Разделение
властей"). М. сыграл значит, роль в истории Франции, в развитии
мировой обществ. мысли как критик королев. деспотизма и идеолог конституц.
монархии. В целом же политич. программа М.-программа компромисса между
буржуазией и дворянством на условиях совместного участия в осуществлении
гос.власти. М. не сумел дать подлинно науч. разграничения различных форм
правления. К. Маркс, отмечая неправильность данного М. разграничения монархии
и деспотии, писал, что "...всё это- обозначения одного и того же понятия,
в лучшем случае они указывают на различия в нравах при одном и том же принципе"
(М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 374-75). В области чисто
правовой М. выдвинул ряд прогрессивных принципов: равенство граждан перед
законом, широкое избират. право, свобода слова, печати, совести, отделение
церкви от гос-ва, отказ от пыток и суровых наказаний, необходимость междунар.
соглашений о гуманизации методов войны и т. д.


Идеи М. широко использовал
Ч. Бек-кариа, выдвигая новые принципы уголовного права. Теория разделения
властей оказала большое влияние на амер. конституцию 1787, франц. конституцию
1791 и др.


Историч. взгляды М. нашли
своё выражение в его труде " Размышления о причинах величия и падения римлян"
(1734). М. отказывается от теологич. понимания истории, выдвигает положение
об объективной закономерности историч. процесса.


Книга "О духе законов" была внесена в "Индекс
запрещённых книг", тем не менее она выдержала 22 изд. на протяжении двух
лет (1748-1750), была переведена почти на все европ. языки. Первыми переводчиками
этой книги в России были А. Д. Кантемир и А.Н.Радищев (оба перевода не
сохранились).


Славу М. как художнику слова принёс роман
"Персидские письма" (1721, рус. пер. 1789) - одно из лучших произв. т.
н. филос. жанра, характерного для 18 в. Идеи романа изложены в форме переписки
друзей - персов Узбека и Рики, "наивных" и в то же время удрых критиков
франц. светского общества, преисполненного спеси от пустой мишуры своей
"цивилизованности", от к-рой неотделимы суеверия, гнёт церкви и власти,
оторванная от жизни учёность, иск-во, состоящее из риторических славословий,
условностей, крайней манерности. Полная иронии, тонкого остроумия, сатира
М. разворошила все пласты французской абсолютной монархии, её политическую
жизнь, культуру, обычаи, нравы её подданных.


Поэмы в прозе "Книдский храм" (1725) и
"Путешествие в Пафос" (1727) написаны в духе гедонистич. эпикуреизма дворянских
салонов и будуаров с их излюбленными мифологич. персонажами, эротич. сюжетами.


"Опыт о вкусе в произведениях природы и
искусства" (написан 1753, опубл. в 4-м т. "Энциклопедии" Д. Дидро, 1757)
выдержан в целом в традициях классицизма. Однако, выступая как сторонник
порядка, симметрии, рациональности, ясности в художеств, произведении,
М. понимает уже и прелесть эффектов неожиданности, небрежности, безыскусственного
обаяния.


Соч.: Cеuvres completes, t. 1 - 3, P.,
1950-55; Correspondance, v. 1 - 2, P., 1914; в рус. пер.-Избр. произв.,
М., 1955; Дух законов, СПБ, 1900; Персидские письма, М., 1956.


Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч.,
2 изд., т. 1, с. 374; т. 5, с. 203; История французской литературы, т.
1, М., 1946; Б а с к и н М. П., Монтескье, М., 1965; Shackleton R.., Montesquieu.
A critical biography, [Oxf.], 1961; StarobinskyJ., Montesquieu par lui-meme,
[P., 1963]; L о у J. Robert, Montesquieu, N. Y., [1968]; Etudes sur Montesquieu,
[P., 1970]; С a b e e n D. C., Montesquieu. A bibliography, N. Y., 1947;
его же, A supplementary Montesquieu bibliography, "Revue internationale
de philosophies., 1955, № 33 - 34.


3. М. Черниловский, В. И. Ефимов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я