МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
род искусств
пластических; охватывает широкий круг произведений, создаваемых для
конкретной архитектурной среды и соответствующих ей своими идейными качествами,
а также зрительно-архитектоническим и цветовым строем. К М. и. относятся
памятники
и
монументы,
скульптурное,
живописное, мозаичное убранство зданий, витражи, городская и парковая скульптура,
фонтаны и т. д. (нек-рые исследователи относят к М. и. также произведения
архитектуры). Изобразительно-тематические композиции на фасаде и в интерьере,
памятник на площади обычно посвящены воплощению и пропаганде в широких
массах наиболее общих социальных и филос. идей времени, увековечению памяти
выдающегося деятеля или значительного события. Выступая в синтезе с архитектурой
(см.
Синтез искусств), произв. М. и. конкретизируют идейное содержание
здания, ансамбля или архитектурно организованного пространства. Но зачастую
они имеют относительно самостоятельное значение, являются важной доминантой
ансамбля. Стремление выразить возвышенные идеи диктует величавый язык их
художественных форм, масштабное соотношение с человеком, предметно-пространственной
и природной средой (см. Монументальность).
Ряд др. произв. М. и.
не несёт высокой идейной нагрузки и обычно играет в архитектуре роль аккомпанемента,
декоративно организует поверхность стен, перекрытий, фасадов и т. п. Примером
двух видов произв. М.и. могут служить фрески Рафаэля во дворце Ватикана:
в Стан-цах (илл. см. т. 9, табл. XVII, стр. 192-193) и в Лоджиях (илл.
см. т. 7, стр. 354). В первых, отмеченных филос. широтой размышлений о
мире, о величии человека, определяющим является изобразительное начало,
во вторых - архитектонически-орнаментальное, сопредельное декоративному
иск-ву (иногда это направление обозначается термином монументально-декоративное
искусство). Однако резкой грани между этими двумя разновидностями произв.
М. и. не существует. История иск-ва знает различные пути достижения связи
М. и. с архитектурой-от унисонного повторения живописью или скульптурой
членения и ритмов сооружения до контрастного соотношения с его тектонич.
строем (напр., среди росписей рим. домов в Помпеях есть и пло-скостно-орнаментальные,
и пространственно-иллюзорные, зрительно разрушающие плоскость стены). Наряду
с принципом "вписывания" монументальных композиций в архит. членения (фронтоны,
фризы, метопы др.-греч. храмов) существует и орнаментально-ковровый принцип
декорировки (сплошные майоликовые облицовки ср.-век. построек Ср. Азии,
росписи рус. церквей 17 в.). Выбор каждого из этих принципов зависит от
ми-ровоззренч. основ, от общего характера стилистики иск-ва данного периода.
М. и. особенно активно развивается тогда,
когда художественная культура эпохи проникнута ярко выраженным пафосом
утверждения позитивных социальных ценностей. Истоки М. и. восходят к первобытному
обществу. В менгирах, культовых статуях и наскальных росписях воплощены
представления первобытного человека о могуществе сил природы, закреплены
его трудовые навыки. С появлением классов определяющими для М. и. стали
общественные взаимоотношения. Принципы монументальности и статичности,
господствовавшие в иск-ве Др. Египта, в условиях рабовладельч. общества
должны были способствовать утверждению идеи незыблемости социального строя
и обожествления личности властителя (т. н. Большой сфинкс в Гизе; илл.
см. т. 9, вклейка к стр. 41), но в исторически обусловленной форме воплотили
также представления о силе человеческого разума, победе человеческого коллектива
над силами природы. В эпоху расцвета др.-греч. рабовладельч. демократии
были созданы проникнутые верой в красоту и достоинство человека произв.
М. и. (скульпт. декор афинского Парфенона; илл. см. т. 7, табл. XXIX, стр.
288-289), в правдивых формах воплотившие гуманистические идеалы др.-греч.
полиса. Весь художественный строй готического собора, его живописное и
скульптурное убранство выражали не только порождённые феод, строем идеи
обществ, и церковной иерархии, всю систему ср.-век. религ.-догматического
мировоззрения, но и растущее самосознание городов, трудовой пафос коллектива
городской коммуны (скульптурное убранство соборов в Реймсе, Шартре, Наумбурге
и др.). Общенациональный духовный подъём в эпоху Высокого Возрождения в
Италии (кон. 15-1-я треть 16 вв.) со всей силой выразился в отмеченных
широтой общественного звучания, полных титанической мощи и напряжённого
драматизма произв. М. и. (статуя Давида работы Микеланджело, его же росписи
потолка Сикстинской капеллы и др.; илл. см. на вклейке к ст. Микеланджело,
табл.
XI, стр. 96-97). В кон. 16- сер. 18 вв. политическая и духовная жизнь ряда
стран Европы и Юж. Америки ярко отразилась в М. и. барокко. Тесно связанное
с монархией, аристократией и церковью, призванное прославлять их могущество,
возбуждать религиозные чувства,оно отразило также и прогрессивные представления
эпохи о драматич. неустойчивости мира и его непрерывном развитии (скульпт.
и живописное убранство дворцов и церквей сер. 18 в. в Италии, монументальная
скульптура Л. Бер-нини и др.). Подъём нац. самосознания, воздействие идей
франц. и рус. просветителей отразились в проникнутых патрио-тич. пафосом
и гуманизмом, величественных по простоте и ясности замысла и языка художественных
форм памятниках М. и. рус. классицизма 2-й пол. 18 в.- 1-й трети 19 в.
(работы скульпторов Ф. Ф. Щедрина, И. П. Мартоса, В. И. Демута-Малиновского
и др.). К сер. 19 в. с развитием буржуазного общества усиливается разрыв
между общезначимыми идеями и представлениями и реальной капиталистич. действительностью,
что ведёт к упадку М. и., разрушению синтеза архитектуры и М. и., их идейно-художественной
цельности. Стилистич. эклектизм, воспроизведение прошлых стилевых форм,
типичные для архитектуры этого периода, проявились и в М. и.
Сложными, противоречивыми путями развивается
М. и. кон. 19 - нач. 20 вв. С постройками стиля "модерн" органически
связаны произведения монументальной живописи (М. А. Врубель, Ф. Ходлер,
М. Дени и др.). В нач. 20 в. вновь появляется архитектонически продуманная
монументальная скульптура (А. Майоль, Э. А. Бурдель). В целом М. и. в 20
в. претерпевает глубокие изменения. В его произв. отразились противоречия
эпохи упадка бурж. цивилизации, мощных революц. потрясений, утверждения
нового, социалистич. обществ, порядка. Пути чисто формального экспериментирования
и усиления эстетич. субъективизма, ведущие к отрыву иск-ва от действительности,
оказались малопригодными для развития М. и., а бурный прогресс техники
и процесс дегуманизации иск-ва в капиталистич. странах породили тенденцию
его растворения в индустриализованном материально-предметном окружении
(вплоть до вытеснения М. и. из сферы обществ, бытия). В то же время борьба
с фашизмом, империализмом, колониальным гнётом, социальные и нац.-освободит,
движения способствовали возрождению М. и., придали ему страстность и убедительность.
Для произв. художников-монументалистов 20 в. характерны острая публици-стич.
направленность, личностно-эмоцио-нальный подход к раскрытию темы, часто
перерастающий в классовую оценку изображаемого события (произв. мекс. монументалистов,
росписи зданий комму-Нистич. муниципалитетов в городах Италии и Франции).
М. и. в социалистич. обществе, продолжая
традиции великих мастеров прошлого, утверждавших идеи гуманизма, призвано
участвовать в активном преобразовании действительности. При социализме
М. и., освобождаясь от необходимости служить интересам эксплуататорских
классов, полностью раскрывает своё демократическое общественное начало.
Социалистич. общество внесло новое содержание в М. и., расширило сферу
его действия до масштабов целых городов и крупнейших обществ, и пром. комплексов.
Ещё в 1918 начал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды.
Высокими
идейно-художественными качествами отличаются монументальные скульптурные
работы Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, С. Д. Меркурова, М.
Г. Манизера, монументальная живопись Е. Е. Лансере, В. А. Фаворского, П.
Д. Корина, А. А. Дейнеки и др. В 1960-е гг. М. и становится неотъемлемой
частью мемориальных сооружений (в Саласпилсе 1961-67, скульпторы Л. В.
Буковский Я. Заринь и др., илл. см. т. 14, табл. X стр. 192-193; на Мамаевом
кургане в Волгограде, 1963-67, скульпторы Е. В. Вучетич и др., илл. см.
т. 5, табл. XIII, стр. 448-449; в Хатыни, илл. см. т. 3, табл. XIII,
стр. 176-177). В социалистич. обществе созданы предпосылки для того, чтобы
М. и. стало важным компонентом идейно насыщенной, художественно организованной
среды для повседневной трудовой и общественной деятельности человека.
Лит.: Толстой В. П., Советская монументальная
живопись, М., 1958; С и к е йрос Д., Художник и революция, [пер. с исп..
"Вопросы литературы", 1964, № 4, с. 138-160; Маца И. Л., Монументальная
и стакнковая живопись, -"Художник", 1965, № 6 Безобразова Т., Кутузова
Н. Халтурин А., Монументы СССР- [Альбом], М., 1969; Данилова И. Е., Итальянская
монументальная живопись, М., 1970 Лебедева В., Советское монументальное
искусство шестидесятых годов, М. 1973: Hildebrandt H-, Wandmali rei: ihr
Wesen und ihre Gesetze, Stuttg.- В. 1920; Hale G., Fresco painting, N.
Y., A p p e 1 H., Plastik am Bau, В., 1946 Dam a z P. F., Art in European
architecturi N. Y., 1956; Boeck U., Plastik am Bai Tubingen, 1961: Lammert
U., Architel tur und Plastik: ein Beitrag zu ihrer Synthesi В., 1962. В.
П. Толсты
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я