МОНЮШКО
(Moniuszko) Станислав (5.5.1819,
Убель близ Минска,-4.6.1872, Варшава), польский композитор. Музыке учился
у матери, с 1827- у А. Фрейе-ра (фп., орган) в Варшаве, в 1830-37 - у Д.
Стефановича (композиция) в Минске, в 1837-1840 -у Ф.Рунген-хагена (композиция,
хоровое дирижирование) в Берлине. 1-е изданное соч.-"Три песни" на слова
А. Мицкевича (1838). В 1840-58 жил в Вильнюсе. Служил церк. органистом,
давал уроки фп. и композиции С. Монюшко. (среди учеников - Ц. Кюи), с 1850
дирижировал в оперном театре, вёл большую муз.-просветит, деятельность.
С 1842 работал над песнями, к-рые объединил в сб-ки "Домашние песенники"
(сб. 1-6 изд. в 1844-59; 7-12 -посмертно Я. Карловичем). Своими песнями
(создал ок. 400) М. вслед за Ф. Шопеном заложил основы нац. вокальной музыки;
в них проявились характерные черты его муз. стиля-использование нар. песен-но-танц.
элементов, мелодичность, лирич. насыщенность, демократизм муз. языка. С
1858 М. работал в Варшаве, был дирижёром "Театра Бельки"; в 1864-74 -проф.
Муз. ин-та (среди учеников -3. Носковский, X. Ярецкий).
М. внёс нац. черты во все разрабатываемые
им жанры: кантаты ("Мильда", 1848, "Ниола" и "Крумине", 1852; все на слова
Ю. Крашевского; "Призраки", 1865, и "Крымские сонеты" на слова А. Мицкевича,
1868), духовную музыку ("Остро-брамские литании", 6 месс, в т. ч. "Пет-ровинская").
Важной вехой в развитии нац. симфонизма стали оркестровые соч. М.
(фантастич. увертюра "Сказка", поев. Даргомыжскому, 1848; увертюры "Каин",
1856, "Военная", 1857, и др.). Но гл. заслуга М.- создание первой нац.
оперы. Его оперный дебют - "Галька" (концертное исполнение, 2-актная ред.,
1848, пост. 1854, Вильнюс); из-за либретто, имевшего остросоциальный характер
(сочувствие трагич. судьбе крестьянки, осуждение шляхты), не ставилась
в Варшаве до 1858 (новая ред.- 4 акта). Яркий нац. колорит (особенно в
массовых сценах, в т. ч. в "Танцах горцев"), мелодич. богатство, выразительная
драматургия принесли "Гальке" успех. В Варшаве М. написал и поставил свои
комич. оперы "Сплавщик леса" (1858), в к-рой дал образы крестьян, "Графиня"
(1860) и "Честное слово" (1861) - сатира на польск. аристократию. Чувством
патриотизма проникнута одна из лучших опер М.- "Зачарованный замок" ("Страшный
двор", 1865); протест против социального неравенства прозвучал в опере
"Пария" (1869).
Муз.-сценич. произведения М. (им написано
св. 15 опер, неск. водевилей и оперетт) отличаются нац. своеобразием муз.
языка, яркими характеристиками образов, высоким профессионализмом, к-рый
проявляется в построении массовых, ансамблевых и сольных сцен и владении
оркестровыми средствами. Среди др. произв.- ок. 50 пьес для фп., вокальные
ансамбли, хоры.
М. совершил неск. поездок в Петербург:
в 1842 - неудавшаяся попытка получить место придворного композитора в оперном
театре, в 1849 и 1856 - авторские концерты, знакомство с М. И. Глинкой,
А. С. Даргомыжским, А. Н. Серовым, высоко оценившими творчество М. В 1858
М. посетил Германию (познакомился с Ф. Листом), затем Чехию, Францию. Творчество
М.- одного из крупнейших представителей польской нац. муз. культуры - получило
признание в др. странах, особенно в славянских.
Лит.: С. Мовюшко. Сб. статей под
ред. И. Бэлзы, М.- Л., 1952; Б э л з а И., Монюшко в России, "Советская
музыка", 1952, №6; Рудзинский В., Монюшко, пер. с польск., М., 1960; Jachimecki
Z., S. Moniuszko, Krakow, 1961.
И. И. Свирыда.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я