МОПЕД
[от мо(тоцикл) и (велоси)пед],
название
двухколёсного транспортного средства с двигателем внутреннего сгорания
с рабочим объёмом до 49,8 см3 и педальным цепным приводом
заднего колеса. В СССР лёгкие М. оборудованы двигателем с рабочим объёмом
45 см3, мощностью 0,88-1,1 кет (1,2-1,5
л.с.)
без
коробки передач, развивают скорость
Техническая характеристика мопедов, выпускаемых
в СССР
|
|
|||
|
|
|||
Модель двигателя
Макс, мощность двигателя, кет (л. с.) при об/мин Макс, скорость, км/ч Масса, кг |
Д-6
0,88 (1,2) 4500
40
|
Ш-57
1,62 (2,2)
50
|
до 40 км/ч. Обычные М. снабжены
одноцилиндровым двухтактным двигателем с рабочим объёмом 49,8 см3,
мощностью
1,62-1,84 кет (2,2-2,5 л. с.), с двухступенчатой коробкой
передач, развивают скорвсть до 50 км/ч. Перемена передач осуществляется
рукояткой, расположенной на левом конце руля. Педали служат для пуска двигателя,
торможения и упора ног при движении. В М. часто применяются автоматич.
бесступенчатая клиноремённая силовая передача (см. Бесступенчатая передача)
и
электронная система зажигания. За рубежом появились М. с электрич. аккумуляторным
двигателем.
Массовое производство М. началось в кон.
1940-х гг. и продолжает увеличиваться. В СССР М. (табл.) производят заводы
в Риге и Львове (в 1972-340 тыс. шт.).
Лит.: Гришин Е. М., Я н с о н 3.
Я., Мопеды. Устройство и эксплуатация, М., 1966.
С. Ю. Иваницкий, Б. В. Синельников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я