МОПУ

МОПУ (Maupeou) Рене Никола де (25.2.1714,
Париж,- 29.7.1792, Тюи, Эр), французский гос. деятель. В 1768 был назначен
Людовиком XV канцлером. Защитник королев, абсолютизма, М. вступил в борьбу
с парламентами (в известной мере отражавшими интересы верхушки буржуазии).
В ночь с 19 на 20 янв. 1771 по приказу М. было арестовано и лишено должностей
значит, число членов парижского парламента, выступавших против королев.
произвола. Вслед за этим М. произвёл полную реорганизацию парламентов (ликвидировав
нек-рые из них). Деятельность М. вызвала резкую оппозицию буржуазии. Вступивший
на престол в 1774 Людовик XVI вынужден был в том же году отстранить М.
от дел и восстановить парламенты на старых основах. М. удалился в свои
поместья в Нормандии.


А. Мор. Портрет Вильгельма Оранского. Около
1555-56. Картинная галерея. Кассель.



MOP (Mohr) Кристиан Отто (8.10.1835,
Вессельбурен, Гольштейн,- 3.10.1918, Дрезден), немецкий учёный в области
строит, механики и сопротивления материалов. Окончил Политехнич. ин-т в
Ганновере. С 1868 преподавал в Штутгартском, а с 1873 в Дрезденском поли-технич.
ин-тах. Создатель одной из теорий прочности (теория прочности Мора), графич.
методов определения напряжений при сложном напряжённом состоянии (круг
Мора). М. впервые применил расчёт конструкций на невыгодное загружение
с помощью линий влияния, создал теорию расчёта статически неопределимых
систем методом сил. М. разработал также метод расчёта неразрезных балок
с помощью ур-ний 3 моментов, предложил графич. метод построения упругой
линии в простых и неразрезных балках.


Т.Мор



MOP (More) Томас (7.2.1478, Лондон,-6.7.1535,
там же), английский гуманист, гос. деятель и писатель; основоположник утопического
социализма.
Сын судейского чиновника. В 1492-94 занимался в Оксфордском
университете, примыкал к кружку т. н. Оксфордских реформаторов (Дж. Колет,
Т. Линакр, У. Гросин). В 1496-1501 изучал английское обычное право при
юридической корпорации Lincoln's Inn. В кон. 90-х гг. познакомился с Эразмом
Роттердамским,
ставшим затем одним из его ближайших друзей (в доме
М. Эразм написал и ему посвятил "Похвалу глупости"). В 1504 М. был вьгдвинут
в парламент от лондонского купечества, где выступал против налогового произвола
Генриха VII, за что впал в немилость. С вступлением на престол Генриха
VIII (1509) М. возвратился к политич. деятельности; в 1510 стал помощником
лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет,в 1525-1529 канцлер
герцогства Ланкастерского, в 1529-32 канцлер Англии. К лютеранской реформации
относился отрицательно, считая её угрозой общехрист. единству. Будучи католиком
и соответственно сторонником верховной власти папы, М. отказался дать присягу
королю как "верховному главе" англ, церкви, после чего был заключён в Тауэр
(1534),
обвинён в гос. измене и казнён. В 1886 причислен като-лич. церковью к лику
блаженных, в 1935 канонизирован. Многочисл. антипротестантские полемич.
трактаты и медитации на религ. темы ("Четыре насущных предмета", "Моление
душ", "Апология", "Диалог об утешении в невзгодах" и др.) оказали влияние
на иск-во англ, риторики (проповеди Э. Марвелла и Дж. Донна),
а
также на формирование стиля Дж. Свифта. М. перевёл с лат. на англ. яз.
биографию Дж. Пико делла Мирандолы (1510), личность к-рого и трагич.
судьбу считал поучительными для реформаторов церкви. Его "История короля
Ричарда III" (1531), оставшаяся неоконченной,- одно из лучших произв. англ,
прозы Возрождения, послужившее позднее косвенным источником драмы У. Шекспира.


Наибольшую известность принёс М. его диалог
"Утопия" (1516, рус. пер. 1789), содержащий описание идеального строя фантастич.
острова Утопия (греч., букв.- "Нигдения", место, к-рого нет; это придуманное
М. слово стало впоследствии нарицательным - см. Утопия). Здесь М.
впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная
(и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления
(как в раннехрист. общинах), но обобществлены производство и быт. Труд
в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит
по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы
выполняют преступники. Политич. строй Утопии основан на принципах выборности
и старшинства. Семья представлена ячейкой коммунистич. быта, она организована
не столько на родственных, сколько на производств, началах. М. не мыслил
себе революц. пути осуществления -этого идеала - он был противником нар.
движений, видя в них лишь разрушит, начало и анархию. Написанная по-латыни
в расчёте на учёных-гуманистов и просвещённых монархов, "Утопия" в сер.
16 в. была переведена на др. европ. языки. Она оказала большое влияние
на реформаторов последующих столетий, в частности Мо-релли, Г. Бабёфа,
К.
А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе и др. представителей
утопич. социализма.


Соч.: Complete works, New Haven - L., 1963-;
The correspondence, ed. E. F. Rogers, Princeton, 1947.


Лит,: Т a p л е E. В., Общественные
воззрения Т. Мора в связи с экономическим состоянием Англии его времени,
СПБ, 1901; Каутский К., Т. Мор и его утопия, пер. с нем., М., 1924; Алексеев
М. П., Славянские источники "Утопии" Т. Мора, М., 1955; В г i d g е t1
T. E., Life and writings of sir Th. More, Ann Arbor - L., 1962; Chambers
R. W., T. More, L., 1963; Campbell W. E., More's Utopia and his social
teaching, L., 1930; D о n-n е г Н. W., Introduction to Utopia, Uppsala,
1945; S u r t z E. L., The praise of wisdom, Chi., 1957; S u 1 1 i v an
F. and S u 1 1 i-van M. P., Moreana, 1478 - 1945, Kansas City, 1946; _S
u 1 1 i v a n F., Syr Th. More, a first bibliographical notebook, Los Ang.,
1953; Johnson R. S., More's Utopia: ideal and illusion. New Haven - L.,
1969; St. Thomas More, action and contemplation: Proceedings of the symposium...,
New Haven -L., 1972. В. С. Муравьёв,



MOP, Маюракши, река на В. Индии.
Берёт начало на возв. Раджмахал, впадает справа в рукав дельты Ганга -Хугли.
Дл. ок. 300 км. На М.- крупный гидроузел (плотина, водохранилище,
система оросительных каналов общей протяжённостью св. 1,5 тыс. км).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я