МОРСКОЕ ПРАВО

МОРСКОЕ ПРАВО в широком смысле
слова - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся
в ходе осуществления торг, и воен. мореплавания, рыболовства и мор. промысла,
добычи биологич. и минеральных ресурсов морей, при проведении науч. исследований
и т. п.


Первые сборники б. или м. развитого М.
п. относятся к 11-14 вв., когда начали развиваться междунар. экономич.
связи. К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали, что первый ср.-век. город (Амальфи),
к-рый вёл обширную морскую торговлю, выработал нормы М. п.- Амальфийские
таблицы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 63). Известны
сборники мор. обычаев в различных странах: Новгородская Скра, Висбийские
таблицы, Олеронские свитки, Барселонский "Морской судебник" и др.


В совр. эпоху существуют три отрасли М.
п.: нац. М. п.; междунар. морское публичное право (договоры и соглашения,
заключённые гос-вами, а также установленные ими обычаи по вопросам регулирования
разнообразных междунар. морских отношений) и междунар. морское частное
право, в состав к-рого входят как коллизионные нормы внутр. законодательства
той или иной страны, так и нормы междунар. соглашений, участницей к-рых
является та или иная страна.


М. п. СССР регулирует вопросы торг., воен.
и науч. мореплавания, рыболовства и мор. промысла, добычи мор. минеральных
и иных ресурсов, определяет режим различных мор. акваторий, находящихся
под суверенитетом СССР внутр. и терр. вод, прилежащих зон (часть открытого
моря, прилегающая к территориальным водам), их дна и континентального
шельфа.


В основе сов. М. п. лежат декреты СНК 1918-21,
в т. ч. о национализации торг, флота от 23 янв. 1918, декларация о создании
Отдела водных сообщений для управления торговым морским и речным флотом
и водными сообщениями от 27 февр. 1918, декрет об установлении 12-мильной
ширины терр. вод Сов. гос-ва от 28 мая 1918, о морском транспорте от 30
мая 1921. Принципы сов. М. п. нашли дальнейшее закрепление и развитие в
Кодексах торгового мореплавания СССР 1929 и 1968, нормативных актах Совета
Министров СССР, Министерства мор. флота, Министерства рыбного х-ва и др.,
а также в многочисл. междунар. соглашениях по вопросам мореплавания, рыболовства,
мор. промысла и др., участником к-рых является СССР.


Сотрудничество СССР и др. социали-сгич.
стран в области судоходства регулируется специально разработанными в рамках
СЭВ нормами (напр., "Общие условия взаимного предоставления морского тоннажа
и внешнеторговых грузов стран - членов СЭВ", 1972).


Под междунар. морским публичным правом
понимается совокупность междунар. договорных и обычных норм, регулирующих
отношения между гос-вами в связи с использованием Мирового океана. В основе
совр. междунар. морского публичного права лежит принцип свободы открытого
моря,
согласно к-рому все гос-ва и народы имеют равное право на пользование
Мировым океаном, а также принцип сочетания прав прибрежных и неприбрежных
гос-в (см. также Океан).


Наиболее крупными актами междунар. М. п.
являются Устав ООН, Женевские конвенции 1958 (О территориальном море и
прилежащей зоне; Об открытом море; О континентальном шельфе; О рыболовстве
и охране живых ресурсов открытого моря), Брюссельская 1910 и Лондонская
1960 конвенции по оказанию помощи и спасанию на море, конвенции 1954, 1969,
1972 о предотвращении загрязнения моря нефтью и другими веществами.


Международное частное М. п. регулирует
отношения гос. органов, физич. и юридич. лиц с иностр. гос. органами, физич.
и юридич. лицами в связи с вопросами торг, мореплавания (вопросы договора
мор. перевозки грузов, фрахтования судов по тайм-чартеру, мор. перевозки
пассажиров, мор. буксировки, операций по обслуживанию портами мор. судов
и клиентуры мор. транспорта, вопросы общей и частной аварии, возмещения
убытков от столкновения судов, морского страхования, судебного и арбитражного
разбирательства морских претензий и исков и др.). Правовые нормы, составляющие
междунар. морское частное право, содержатся во внутр. законодательстве
нек-рых гос-в и в междунар. соглашениях.


Расхождение между морским законодательством
различных гос-в, неполнота правовых норм, регулирующих отношения, связанные
с торг, мореплаванием, постоянно диктуют необходимость междунар. унификации
норм М. п. Как правило, эта унификация достигается межгосударственными
соглашениями (напр., Международная конвенция для объединения нек-рых правил
относительно столкновения судов 1910 с последующими дополнениями 1960;
Йорк-Антверпенские
правила).



Лит.: Волков А. А., Морское право,
М., 1969; Актуальные проблемы современного международного морского права,
М., 1972; Новое в международном морском праве, М., 1972.

М. И. Лазарев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я