МОРСКОЙ ВОКЗАЛ

МОРСКОЙ ВОКЗАЛ здание или комплекс
зданий и сооружений для обслуживания пассажиров, обработки багажа грузов
в морских портах. По характеру осн. операций М. в. подразделяют
на пассажирские и грузопассажирские по месту расположения на морских линиях
- на конечные и промежуточные Здания М. в. возводят на прибрежные участках,
в т. ч. на молах или на площадках с искусственным основанием При
их проектировании учитывают назначение и типы используемых судов колебания
горизонта воды, условия рациональной организации потоков пассажиров и посетителей,
доставки багажа и грузов.


В М. в. размещаются пассажирские адм.-служебные,
багажные, подсобно вспомогательные, технические и др. помещения.


Архитектурно-планировочные и конструктивные
решения М. в. весьма разнообразны. Наибольшее распространение получили
2-3-этажные здания М. в, Для грузопассажирских М. в. характерно расположение
грузовых складов на уровне причалов, а пассажирских помещений -
над ними, на уровне 2 или 3 этажа. Так, напр., решены М. в. в Одессе и
Владивостоке (СССР), в Гавре, Булони, Кале, Дьепе (Франция), в Хельсинки
(Финляндия), Океанский вокзал в Саутхемптоне (Великобритания) и др. В этих
М. в. применены спец. посадочные устройства (в т. ч. подъёмно-поворотные
и крытые телескопич. трапы) для удобства прохода пассажиров на судно над
грузовыми площадками, автомоб. проездами и ж.-д. путями.


Для одновременного обслуживания неск. крупных
судов здания многих М. в. имеют значит, протяжённость (напр., длина Океанского
вокзала в Саутхемптоне 550 м, Атлантического вокзала в Гавре -ок.
575 м); нередко устраивают протяжённые галереи вдоль причалов, либо
пирсы,
располагаемые
перпендикулярно к фронту и Филадельфии в США, Монреаля в Канаде и др.).


Сооружают также М. в., выдвинутые в море
(на сваях), напр, в Ла-Рошели и Булони (Франция), Сухуми (СССР). Отд. устройства
М. в. иногда располагают на плавучих платформах, как, напр., в порту Тилбери-Лондон
(Великобритания).


Морской вокзал в Баку.


Большинство М. в. служат пунктами массовой
пересадки пассажиров с морских судов на сухопутный транспорт (и наоборот),
а также для перевалки грузов. Поэтому крупные грузопассажирские М. в.,
как правило, имеют развитые ж.-д. и автомобильные подъездные пути. Нек-рые
М. в. сооружают в комплексе с ж.-д. вокзалами в целях организации наиболее
удобной транспортировки грузов и пересадки пассажиров (напр., во Владивостоке).


М. в. являются, как правило, уникальными
объектами общегородского значения. Для совр. М. в. характерны: крупные
зальные помещения для обслуживания пассажиров; значит, площади остекления
фасадов, раскрывающие внутр. пространство М. в. в сторону моря; использование
навесов и балконов для пассажиров и посетителей. При сооружении М. в. учитывают
их композиционную взаимосвязь с планировкой и застройкой припортовых р-нов,
а также условия зрит, восприятия комплекса М. в.-своеобразного мор. фасада
города - как со стороны привокзальной площади, так и со стороны моря. См.
также Вокзал. Лит.: Голубев Г. Е., Анджел и-н и Г. М., Модоров А.
Ф., Современные вокзалы..., М., 1967.

Т.Е.Голубев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я