МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ

МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ вид транспортной
сферы материального произ-ва; осуществляет перевозки грузов и пассажиров
судами. М. т. широко применяется для междунар. и внутр. (каботажных) перевозок
(см. Каботаж).


История развития М. т. восходит примерно
кб-4-му тыс. до н. э., когда у человека появилась необходимость
в изучении и освоении морей. Первые мор. суда были гребными, имевшими в
качестве движителя вёсла. Ок. 3 тыс. лет до н. э. был изобретён парус,
ставший на многие столетия главным движителем судов. С 3 в. до н. э. по
5 в. н. э. большие размеры приобретает мор. торговля средиземноморских
стран с Индией и Китаем.


Племена, населявшие территорию СССР, стали
ходить водным путём из Балтийского в Чёрное м. К 9 в. вост. славяне освоили
водные пути по Чёрному и Каспийскому м., поморские славяне совершали рейсы
в Англию, а южные -по Средиземному м. В нач. 17 в. рус. моряки начали исследовать
и осваивать побережье Сев. Ледовитого океана, а в середине того же века
- побережье Охотского и др. дальневосточных морей. Особенно быстро развивался
М. т. в России в кон. 17 и нач. 18 вв. в связи с преобразованиями Петра
I. Оживилась торговля с Западом через Архангельск; с основанием Петербурга
(1703) центр торговли переместился на Балтийское м. Начало развиваться
торг, мореплавание и на Чёрном м., где были сооружены важные порты - Херсон
(1778), Севастополь (1784), Одесса (1794). В 19 в. появились пароходы,
вытеснившие парусные суда. В нач. 20 в. построены первые в мире теплоходы,
сначала речные (-"Вандал", 1903, и др.), а потом и морские (-"Дело", 1908,
и др.); трансп. суда специализировались для перевозки руды, леса, скоропортящихся
грузов, нефти и т. д. Однако в целом М. т. дореволюц. России был
слабо развит. Каботажных перевозок было мало, экспортно-импортные перевозки
осуществлялись гл. обр. на иностр. судах. В 1913 торг, флот составлял с
1 млн. per. га, удельный вес его в общемировом тоннаже составлял ок. 2%.
Г. регрузочные работы в портах производились б. ч. ручным способом.


М. т. совершенствуется вместе с ростом
пром. произ-ва, расширением междунар. торговли. Развитие техники М. т.
опирается на достижения всех отраслей пром-сти, особенно энергетич. и маш.
строит. Паровая машина позволила создать первые самоходные суда с механич.
двигателем - пароходы, двигатели внутр. сгорания - теплоходы, атомные реактор
- атомоходы. Совр. мор. суда сложные инженерные сооружения, грузоподъёмность
отдельных из них достигает 500 тыс. т, а мощность гл. энергетич.
установки превышает 73,6 Me (100 тыс. л. с.); суда оснащаются
сложными электрорадионавигац. приборами и комплексами автоматич. контроля
и регулирования, включающими ЭВМ (с Судно).


Рис. 1. Ильичёвский морской торговый порт
на Чёрном море.


М. т. играет важную роль во внутренних
и особенно внешнеторг. перевозках На его долю приходится св. 80% между
нар. грузооборота (1973). В 1950-71 междунар. мор. перевозки возросли с
550 млн. т в 1950 до 2707 млн. т в 1971. Более половины их
объёма занимают наливные грузы (гл. обр. сырая нефть). Значителы увеличивается
дальность перевозок. Так в 1960 ср. дальность перевозки нефти ыла 3000
м.
миль
(5550 км), а в 1970 4950 (9150 км). Это отражает
не только неравномерность размещения природных ресурсов и обрабат. пром-сти,
но и коренные изменения в междунар. разделении труда, вызванные бурным
развитие экономики социалистич. стран и крахом колон, системы, что повлекло
за собой изменения в размерах и направления грузопотоков. Всё это создаёт
объективные предпосылки высоких темпов рост торг, флота. В 1950 М. т. мира
насчитывал 30852 судна (общая валовая вместимость 84,6 млн. т), а
на 1 июля 197 имелось уже 57391 судно (268,3 млн. т см. табл. 1),
в т. ч. 6462 танкера вместимостью 188,5 млн. га.


Суда М. т. подразделяются на пассажирские,
сухогрузные, наливные (танкеры) и служебно-вспомогательные. В тего м. (изредка
заходит в устья Днепра и Буга) ив ср. и юж. частях Каспийского м. (в устья
рек не заходит). Нерест весной на каменистых грунтах. Плодовитость до 125
тыс. икринок. Питается гл. обр. бычками, атериной, молодью сельчение 60-х
гг. появились новые типы сухогрузных судов, среди к-рых различают универсальные
и специализированные. Универсальные суда используются для перевозки тарно-штучных
(генеральных), лесных и отчасти навалочных грузов. Они имеют большое раскрытие
палуб (до 0,7-0,8 ширины судна), что улучшает условия их погрузки-выгрузки.
Внутр. обводы изготовляют близкими к прямоугольным, чтобы перевозить в
них крупнотоннажные контейнеры. Иногда в таких судах оборудуют рефрижераторные
трюмы для перевозки небольших количеств скоропортящихся грузов, а также
помещения (танки) - для наливных грузов. Из специализированных судов наиболее
распространены балкеры (предназначены для перевозки навалочных грузов)
с кормовым расположением машинного отделения, с большими люками и устройствами,
обеспечивающими безопасную перевозку и быструю погрузку-выгрузку. Средний
дедвейт
балкеров
увеличился в 1972 почти в 2 раза по сравнению с 1950 и достиг 38 тыс. т,
а
максимальный - 170 тыс. т, ср. скорость ок. 15 м. миль/ч
(27,8
км/ч). Особое место занимают
танкеры.
За 1950-72 их ср. размер
увеличился в 17 раз. Самый большой в мире (1973) танкер -"Глобтик Токио",
дедвейтом 477 тыс. т, дл. 379 м,
шир. 62 м, гл. двигатель
- паровая турбина мощностью 33 Мет
или 45 тыс. л, с.,
скорость
хода 15 м. миль/ч (27,8
км/ч).
Стремление повысить эффективность
использования танкеров и. балкеров привело к созданию комбинированных судов,
т. н. ОБО (англ, oil-bulk-ore - нефть-навалочные-руда), к-рые в одном направлении
перевозят нефть или нефтепродукты, а в обратном - руду или др. навалочные
грузы (зерно, сахар-сырец и др.), в результатечего сокращаются или вообще
исключаются балластные переходы. Балкер-ный флот (включая ОБО) на 1 июля
1972 состоял из 3048 судов общим тоннажем 106,9 млн. per. т.


Рис. 2. Владивосток Морской вокзал.


Созданы высокоэффективные системы перевозок
- контейнеровозные, лих-теровозные, барже-буксирные и т. д. На 1 июля 1972
в мире эксплуатировалось 312 контейнеровозов общей вместимостью ок. 200
тыс. 20-футовых стандартных (ISO) контейнеров, а также 89 полукон-тейнеровозов
общей вместимостью 19 тыс. контейнеров. Дедвейт отд. судов этого типа уже
достиг 30 тыс. т, скорость хода 19-24 м. миль/ч (35,2-44,4
км/ч).
Строятся
контейнеровозы вместимостью до 2-3 тыс. контейнеров и скоростью 27-33 м.
миль/ч
(50-61 км/ч). Со 2-й пол. 60-х гг. появились суда с горизонтальным
способом погрузки-выгрузки типа Ро-Ро (англ. Roll-on, Roll-of). На 1 июля
1972 в М. т. их было св. 200, дедвейтом 1000-20300т, со скоростью 12-25
м.
миль/ч
(22,2-46,2 км/ч). Лихте-ровозы предназначены для перевозки
грузов на лихтерах (баржах) весом 500-1000 m с перегрузкой их на
рейде собственными средствами, что позволяет увеличить производительность
грузовых работ по сравнению с обычным универсальным судном в 5-10 раз,
уменьшить капиталовложения. Наиболее эффективным считался (1972) лихтеровоз
типа "Seabee", на нем грузится или выгружается до 2480
т/ч,
а на
совр. контейнеровозе -600 т/ч. С 1960 значительно возросли перевозки
М. т. сжиженного газа. В 1972 эксплуатировалось 329 танкеров-газовозов
общей вместимостью 1,96 млн. м3.


Табл. 1. - Мировой торговый флот (суда
валовой вместимоетью 100 per. m и более)1























































































Страны




количество




тыс. per. т




количество




тыс. per. m




количество




тыс. per. m




в том числе

пароходы




в том числе

пароходы



в том числе

теплоходы


в том числе

теплоходы

1950 1950 1955 1955 1972 1972 количество тыс. per. m количество тыс. per. m

Всего
в мире

В том числе:

Либерия

Япония Великобритания Норвегия

СССР

Греция

США

ФРГ

Италия

Панама

Франция

Швеция

Нидерланды

Испания

Дания

Индия

Канада

Кипр

Польша

Бразилия

Финляндия Югославия

Аргентина

ГДР

Бельгия

Австралия

КНР

Португалия


30852


22

1499

6060

2202

967

386

4953

1106

1059

573

1234

1271

1530

1145

718

177

1156

-

118

328

329

103

-

369

222

349

-

-



84583


246 1871 18219 5456 2125 1349 27513
460 2580 3361 3207 2048 3109 1190 1269 420 1931

-

199 698 503 215

-

914 482 538

-

-



32492


436

1770

5632

2351

1158

350

4537

1885

1149

555

1220

1217

1716

1225

680

221

1095

-

147

396

346

166

-

364

193

374

-

-



100568


3997 3735 19357 7249 2506 1245 26423
2644 3911 3923 3922 2807 3696 1383 1652

570

1521

-

316

893

731

300

-

1043

498

612

-

-



57391


2234

9433

3700

2826

67932

2241

3687

2546

1684

1337

1390

875

1452

2313

1331

412

1235

394

617

444

402

364

436

343

224

370

286

407



268340


44444 34929 28625 23507 162912
15328
15024 8516 8187 7793 7420 5632 4972 4300 4020 2650 2381 2015 2013 1884
1630 1588 1198 1401 1192 1184 1181 1027



6799


740

193

650

102

653

292

1298

79

246

273

75

57

76

365

26

114

153

54

95

102

17

11

-

87

12

74

105

56



94974


23529 8642 14228 4295

2502

3923 13762 1662

2757

3915

2941

1432

1704

685

1390

313

1006

341

163

429

42

44

-

550

168

510

317

308



50592


1494

9240

3050

2724

6140

1949

2389

2467

1438

1064

1315

818

1376

1948

1305

298

1082

340

522

342

385

353

436

256

212

296

181

351



173366


20915 26287 14397 19212 13789 11405
1262

6854

5430

3878

4479

4200

3268

3615

2630

2337

1375

1674

1850

1455

1588

1544

1198

851

1024

674

864

719






1 По данным Lloyd's Register
of Shipping, Statistical Tables, на 1 июля 1972.

2 По данным Регистра СССР по
состоянию на 1 июля 1972, включая рыболовно-промысловый флот.


К М. т. относятся также многочисл. и разнообразные
по типам и конструкции суда служебно-вспомогат. и технич. флота, используемые
для буксировочных, аварийно-спасат., дноуглубит., ледокольных и др. работ,
связанных с обеспечением судоходства. В этой категории судов особое место
занимают ледоколы. Крупнейшим в мире ледокольным флотом располагает
СССР. Самый мощный ледокол и первый атомоход в мире -"Ленин" (1959) с эффективной
мощностью на валах 32,3 Мет (44 тыс. л. с.). В СССР строится
(1974) новый атомоход "Арктика" с эффективной мощностью 55 Мет (75
тыс. л. с.). Ледокольный флот имеют также Канада, Швеция, Финляндия,
Дания и США.


М. т. включает: порты - транспортные узлы,
где происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется
обслуживание флота; судоремонтные предприятия, оснащённые судоподъёмными
средствами (доки, слипы, эллинги); устройства связи, сигнализации и др.
На 1 января 1973 насчитывалось св. 7000 мор. портов, в т. ч. более 500
с грузооборотом св. 1 млн. т в год. Общий объём грузов, погруженных
и выгруженных в портах мира, увеличился с 3350 млн. т в 1965 до
5349 млн. т в 1971, в т. ч. в портах промышленно развитых капиталистич.
стран - соответственно с 1835 до 2894 млн. т, развивающихся стран
- с 1339 до 2193 млн. т, соци-алистич. стран - со 176 до 262 млн.
т.


Для промышленно развитых капиталистических
стран характерная тенденция в развитии М. т.- концентрация грузопотоков
и укрупнение портов. Напр., во Франции, имеющей ок. 300 портов, 87,3% грузооборота
страны идёт через 6 портов; в Японии при наличии 1062 портов 35% грузооборота
осуществляют 11 из них; в США -20,9% внешнеторгового грузооборота идёт
через порт Нью-Йорк. Происходит процесс укрупнения судоходных предприятий
и сращивание их с пром., финанс., торг, и др. компаниями, проникновение
капитала в экономику нац. судоходства развивающихся стран, создание междунар.
монопольных объединений по линейным и контейнерным перевозкам, расширение
гос.


участия в деятельности М. т. В погоне за
сверхприбылями за счёт сокращения издержек и прежде всего за счёт эксплуатации
труда моряков усиливается тенденция регистрации судов крупными судоходными
компаниями и судовладельцами под т. н. "удобными флагами" Либерии, Панамы,
Гондураса и др. стран. При этом судовладельцы получают существенные льготы
как при самой регистрации и налогообложении в процессе эксплуатации судов,
так и в виде упрощённых, чисто символич. требований к мореходности судна,
обеспечению охраны человеческой жизни на море, несовершенства или полного
отсутствия социального и трудового законодательства для моряков. С 1949
американские и греческие судовладельцы, а вслед за ними и другие стали
активно регистрировать свои суда в Либерии, к-рая, практически не имея
собственного флота, "занимает" по тоннажу первое место в мире (см. табл.
1).


За период 1950-72 флот под флагом 13 т.
н. традиционно мор. держав (Великобритания, США, Япония, Норвегия, Греция,
ФРГ, Италия, Франция, Швеция, Нидерланды, Испания, Дания, Бельгия) увеличился
с
68,8
млн. т до 161,6 млн. от, а с учётом "удобных флагов" только Либерии
и Панамы - до 213,8 млн. т и составляет 80% всего мирового торг,
флота. Такое положение позволяет этим странам контролировать почти все
мор. перевозки капиталистич. мира и, используя созданную ими систему организац.
форм междунар. судоходства, извлекать сверхприбыли. На осн. направлениях
мор. торговли с устойчивыми грузопотоками создаются междунар. объединения
линейного судоходства - судоходные линейные конференции (см.
Морские
линии).
Крупнейшие из них объединяют десятки компаний различных стран.


Рис. 4. Автоматизированный теплоход "Новомосковск",
дедвейт 12 500 т, скорость 18 м. мияъ/ч (33 км/ч).


В СССР М. т. - составная часть единой транспортной
системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). М. т. в СССР
является гос. собственностью. В его состав как отрасли нар. х-ва входят
гос. хозрасчётные объединения "Южфлот", "Севзапфлот", "Даль-флот" с пароходствами,
портами, судоремонтными предприятиями на соответствующих бассейнах; предприятия
орг-ции аварийно-спасат. и дноуглуб. работ, возглавляемые всесоюзным о
единением "Совсудоподъём"; организаз. по фрахтовому делу и агентскому обслуживанию,
работающие в составе и руководством всесоюзных объединей "Совфрахт" и "Совинфлот"
(см. Агитирование, Агентство морское);
предприятия торговли и питания,
материально-технич. снабжения; высшие, средние и проф.-технич. учебные
заведения, готовящие кадры для флота и береговых предприятии; н.-и. и проектно-конструкторские
ин-ты и бюро. Управление М. т. о ществляет Мин-во мор. флота СССР. Возрастающее
из года в год значен. М. т. определяется исключит, экономичностью перевозок
морем самой широк. номенклатуры грузов в прибрежные paйны Сов. Союза, мор.
береговая линия которого простирается более чем на тыс. м. миль (111
тыс. км),
а морск. границы в 2 раза превышают протяжённость сухопутных
границ. Большое кол-во сырья, пром. и с.-х. продукции перевозится М. т.
в каботажном плавании в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском басс.
Решающее значение имеет М. т. для удовлетворения потребностей населения
и развития экономики Д. Востока и Севера, где М. т.- практически единственное
средство массовой перевозки грузов. Хоз. освоение богатых природными ресурсами
р-нов Крайнего Севера, Приморья, Сахалина, Курильских о-вов, Камчатки непосредственно
зависит от обеспечения М. т. устойчивых регулярных перевозок. Особенно
важную и все возрастающую роль играет М. т. в развитии внешней торговли
СССР, т. к. осн. часть экспортно-импортных грузов в межконтинентальной
торговле может быть перевезенана только морем. В 1972 на загранплавание
приходился 91% грузооборота М. т., суда к-poro совершили ок. 27
тыс. рей сов более чем в 1 тыс. портов 109 стран. На долю М. т. приходится
св. 50% внешнеторгового грузооборота СССР. Важнейшие экономич. показатели
М. т. СССР представлены в табл. 2.


В 1971 М. т. СССР превзошёл по грузообороту
М. т. под флагом США. 1960 торг, флот СССР по тоннажу занимал 11-е место
в мире, в 1973-5-е, а по грузопасс. флоту - 3-е место. В 197 удельный вес
сов. торг, флота в мировом тоннаже составил 6,2%, а его доля междунар.
мор. перевозках - 4,2%.


В 9-й пятилетке (1971-75) осуществляется
дальнейшее развитие М. т., по полнение его высокоэкономич. универсальными
и специализированными судам с комплексной автоматизацией управления судовыми
механизмами и системами в т. ч. судами для перевозки крупнотонажных контейнеров,
оборудования скоропортящихся грузов. Увеличивается пропускная способность
мор. портов, них создаются специализированные комплексы с высоким уровнем
механизаци) и автоматизации производств, процессов для погрузки и выгрузки
контейнеров навалочных и лесных грузов; наращиваются мощности судоремонтных
предприятии и др. баз обслуживания флота Особое внимание уделяется дальнейшем;
совершенствованию управления и планирования с применением экономико-математич.
методов и средств электронно-вычислит, техники. Этой цели подчинень работы,
начатые в 8-й пятилетке (1966- 1970) по созданию автоматизированной системы
управления М. т.-"АСУ-Морфлот" на базе Гл. вычислит, центра мин-ва и вычислит,
центров пароходств путём расширения круга задач, выполняемых АСУ, начиная
от частных задач оптимального планирования с переходом к более сложным
комплексным задачам, к-рые позволят в реальном масштабе времени оценивать
экономич. эффект оперативных решений и важнейших вопросов научно-технич.
прогресса.


Политика Сов. государства в области судоходства
базируется на общенародной собственности на средства произ-ва, плановой
системе ведения х-ва, гос. монополии фрахтования судов. Эта политика исходит
из задач удовлетворения потребностей страны во внутр. и заграничных перевозках
и обеспечения её интересов в междунар. судоходстве. Она направлена на развитие
братского сотрудничества с социалистич. странами, поддержку развивающихся
гос-в, на установление взаимовыгодных деловых контактов в сфере судоходства
с капита-листич. странами в соответствии с ленинскими принципами мирного
сосуществования гос-в, принадлежащих к двум противоположным социально-политич.
системам, а также учитывает, что развитие М. т. является одним из важнейших
факторов экономич. соревнования двух мировых систем.


Со мн. гос-вами Сов. Союз имеет межправительств,
соглашения о мор. судоходстве, в к-рых закреплено стремление сторон всемерно
поддерживать свободу мореплавания, развивать двусторонние деловые контакты,
содействовать ускорению и улучшению мор. перевозок. В соответствии с соглашениями
судам той и другой стороны предоставляется возможность участвовать в перевозках
на равных коммерч. условиях и пользоваться в портах в отношении погрузки-выгрузки,
обслуживания и оплаты портовых сборов такими же льготами, какие предоставляются
каждой из стран своим судам.


СССР осуществляет сотрудничество в области
М. т. со странами СЭВ по вопросам рационального использования флота, координации
действий при фрахтовании в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей
в мор. перевозках при миним. издержках, повышения эффективности внешней
торговли и улучшения платёжных балансов стран. Оно проводится на основе
Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества
и развития социалистич. экономич. интеграции отрав-членов СЭВ. В 1970 в
г. Со-пот (ПНР) представители судовладельцев ряда социалистич. стран подписали
соглашение о создании Междунар. ассоциации судовладельцев (ИНСА), в к-рую
вступили судовладельч. предприятия НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СССР, ЧССР, СФРЮ.
В 1972 к ним присоединились судовладельч. орг-ции Кубы и Индии. Новая междунар.
судоходная орг-ция поставила своей целью содействие развитию сотрудничества
судоходных предприятий и обеспечение их интересов в междунар. мор. судоходстве.
Укреплению и расширению взаимовыгодных связей способствует Соглашение о
сотрудничестве в мор. торг, судоходстве, подписанное в дек. 1971 в Будапеште
НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР.


Рис. 5. Судно для перевозки навалочных
грузов "Зоя Космодемьянская*, дедвейт 50000 т,скорость 14,7л. милы
ч (27 км/ч).



Рис. 6. Пассажирский теплоход "Михаил Лермонтов",
700 пассажирских мест, скорость 20,5 м. миль/ч (38 км/ч).


Сов. Союз активно участвует в междунар.
организациях, таких, как Межправительственная мор. консультативная орг-ция
(ИМКО), а также в работе Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД),
Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ), Экономической
комиссии ООН для Европы (ЭКЕ), Международной организации труда (МОТ) и
др.


Табл. 2. - Основные показатели развития
морского транспорта СССР
















































Единица измерения


1940


1950


1960


1965


1970


1971


Грузооборот



Перевезено грузов Средняя дальность - перевозки
тонны грузов Эксплуатационная скорость движения судов:

сухогрузного флота танкерного флота Производительность
труда одного работника, занятого на перевозках


Уровень механизации погрузочных работ Уровень
комплексной механизации погрузочных работ



млрд. т/м.
миль*



млн. т

м. миль


м. миль/ сит

м. милъ/сут


тыс. приведённых т/км



%


%



12,8



31,2



411

175

211


1414





65,5


-



21,4



33,7



636

188

213


1618





90,7


-



71,0



75,9



935

241

272


2774





99,4


68,5



209,9



119,3



1759

285

327


5593





100


80,5



354,3



161,9



2188

315

333


7635





100


85,4



375,8



170,9



2199

318

332


7870





100


87,1






* 1 м. миля = 1,852 км.


Источник: ЦСУ. Юбилейный сборник народного
хозяйства СССР 1922-1972 гг., с. 301-302.


М. т. других социалистических стран быстро
развивается. Наиболее современный флот имеют ПНР (617 судов, 2013 тыс.
per. га, 50% тоннажа для перевозки генеральных грузов), СФРЮ (364 судна,
1588 тыс. per. т, 60% тоннажа для перевозки генеральных грузов),
ГДР (436 судов, 1198 тыс. per. т, 52% тоннажа для перевозки генеральных
грузов). Суммарный тоннаж торг, флотов социалистич. стран, включая СССР,
на 1 июля 1972 составил 24,5 млн. per. т -9,2% мирового тоннажа.


Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, гл.
6, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; Ленин В. И., Речь на III
Всероссийском съезде рабочих водного транспорта 15 марта 1920 г., Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 40; его же, Речь на Всероссийском съезде транспортных
рабочих 27 марта 1921 г., там же, т. 43; Программа Коммунистической партии
Советского Союза, М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Транспорт
и связь СССР. Статистический сб., М., 1972; Надточий Г., География морских
путей, М., 1972; Внешняя торговля СССР за 1972 год. Статистический обзор,
М., 1973.

Т. Б. Гуженко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я