"МОСКВА- ТРЕТИЙ РИМ"
политическая
теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-ист, значение столицы Русского
гос-ва Москвы как политич. и церк. центра. Теория "М.- т. Р.", изложенная
в характерной для средневекового мышления релнг. форме, утверждала, что
ист. преемницей Римской н Византийской империй, павших, по мнению создателей
этой теории, из-за уклонения от "истинной веры", является Московская Русь-"третий
Рим" ("Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти"). Начав
складываться в середине 15 в., теория "М.- т. Р." была сформулирована в
начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому
князю Василию III Ивановичу.
Теория "М.- т. Р." была подготовлена предшествующим
развитием политпч. мысли на Руси, ростом нац. самосознания в годы воссоединения
русских земель, окончательного освобождения от тат. ига и утверждения независимости
Русского гос-ва. Она сыграла значит, роль в оформлении официальной идеологии
Русского централизованного гос-ва и в борьбе против попыток Ватикана распространить
своё влияние на рус. земли; в 16-17 вв. в славянских странах Балканского
п-ова теория "М.- т. Р." служила обоснованием идеи славянского единства
н имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом.
Вместе с тем теория "М.- т. Р." содержала и реакц. черты -"богоизбранности"
и нац. исключительности .
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я