"МОСКВИЧ"

"МОСКВИЧ" название легковых
автомобилей, выпускаемых Московским автомобильным з-дом им. Ленинского
комсомола (до 1969 - Московский з-д малолитражных автомобилей). Помимо
базовых моделей (см. табл.), создано неск. семейств автомобилей "М.": легковой
автомобиль с ручным управлением для инвалидов (модели 401 Б, 402Б, 407Б,
4ПЗБ, 408Б), грузопассажирский с кузовом "универсал" (модели 423, 424,
426, 427), грузовой с кузовом "фургон" (модели 422, 430, 432/433, 434),
автомобиль повышенной проходимости легковой (модели 410, 41OH) H грузопассажирский
(модель 411).


Автомобиль "Москвич-412".


Высокие технико-экономич. качества,
надёжность и долговечность автомобилей "М." явились основой для успешных
выступлений спортсменов на этих автомобилях в соревнованиях, в т. ч. в
многодневных соревнованиях па регулярность движения (типа ралли).


Техническая характеристика базовых
моделей автомобиля "Москвич"










































































































































































































































































































































































Показатели


Модель


400


401


402


407


403


408


412


Колёсная
база,
мм


2340


2340


2370


2370


2380


2400


2400


Размеры,
мм:
















длина


3855


3855


4055


4055


4040


4090


4196


высота


1545


1555


1560


1560


1560


1480


1480


ширина


1375


1400


1540


1540


1540


1550


1550


Масса снаряжённого
автомобиля, кг


845


855


980


990


980


990


1045


Литраж, л


1 ,07


1,07


1,22


1,36


1,36


1,36


1,48


Макс, мощность
двигателя, кет (л. с.)


17 (23)


19,2 (26)


25,9 (35)


33,3 (45)


33,3 (45)


37 (50)


55,5 (75)


при частоте
вращения,
об I мин


3400


4000


4200


4500


4500


4750


5800


Макс, скорость,
км/ч


90


90


105


115


115


120


140


Агрегаты,
которые были разработаны для даянол модели


-


Модернизирован
двигатель, коробка пере-


Кузов, двигатель,
подвеска


Двигатель,
коробка передач, главная передача


Подвеска,
руль, тормоза


Кузов, двигатель


Двигатель


Год начала
производства


1946


19,54


1956


1958


1962


1964


1967


Год снятия
с производства


1954


1956


1958


1963


1965










В мае 1967 выпущен миллионный автомобиль
"М." (модели 408); к 1 янв. 1973 выпущено ок. 1,6 млн. "М.". С 1967 производство
автомобилей "Москвич" дублировано в г. Ижевске. См. также ст. Московский
автомобильный завод
им. Ленинского комсомола.


П. К. Чарноцкнй, P. А. Лигмарш.



MOCKBЫ ИМЕНИ КАНАЛ, искусств.
водный путь, соединяющий р. Москву с р. Волгой. Строительство началось
в конце 1932, капал сдан в эксплуатацию 15 июля 1937: в 1947, в связи с
празднованием 800-летия Москвы, канал Москва - Волга был переименован в
капал им. Москвы. Общая дл. 128 км, из них 19,5км пути проходит
по водохранилищам.


Канал берёт начало на прав, берегу
Волги, у г. Дубна, в 8 км выше устья р. Дубна. В этом месте на Волге
сооружена плотина, образовавшая Волжское водохранилище (Иваньковское),
паз. иногда Московским морем. Трасса капала идёт от Волги на Ю., к Москве,
пересекая Клинско-Дмитровскую гряду; на трассе канала сооружены 9 шлюзов.
На волжском "склоне", идущем от Иваньковского водохранилища (124 м надур.
м.) до водораздельного бьефа, расположено 5 ступеней. Водораздельный бьеф
лежит на высоте 162 м над ур. м. На московском "склоне" - 4 ступени;
кроме Иваньковского водохранилища, созданы Химкинское, Клязьминское, Пяловское,
Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища. На канале имеется 8 гидроэлектростанций
(самая крупная из них Иваньковская ГЭС). Гл." пристани: Дмитров, Яхрома,
Большая Волга: в Химках - Северный порт Москвы; пристани местных линий:
Пирогово, Тишково, Хлебникове, Водники, Зелёная Гавань, Солнечная Поляна
и др.


Создание канала решило проблему водоснабжения
г. Москвы, обводнения р. Москвы, превратило г. Москву в крупный речной
порт, связанный с Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Чёрным морями.
Осн. грузы: лес, строит, материалы, нефть, продовольствие, пром. товары.


Сооружения канала составляют обширный
гпдротехпнч. и архит. комплекс. Архитектура шлюзов с башнями управления
и насосными станциями, а также плотин отличается высоким гидротсхнич. совершенством.
Наиболее интересны Карамышевская плотина (арх. A. M. Рухлядсв), шлюзы №
3
(арх.
В. Я. Мовчаи_и др.), № 5 (арх. Д. Б. Савицкий), №№ 7 п 8 (арх. В. Ф. Кринский),
№ 9 (арх. A. M. Рухлядев). В комплексе сооружений каждого шлюза господствуют
массивные объёмы башен управления, завершающиеся лёгкими декоративными
надстройками или скульптурой: Стены башен украшены мемориальными досками,
эмблемами Сов. гос-ва, барельефами, изображающими эпизоды строительства
канала. Значит, сооружение капала - Химкинский речной вокзал (арх. A. M.
Рухлядсв, В. Ф. Крипскин и др.). Перед вокзалом разбит парк с фонтанами
(скульптор И. С. Ефимов). По берегам водохранилищ расположены санатории,
дома отдыха, пансионаты, спортивные базы.


Лит.: [С о б о т о в и ч И-
Д., С о 6 о т o в и ч E. П.], По каналу имени Москвы. [.Путеводитель],
M., 1962.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я