"МОСКВИЧ"
название легковых
автомобилей, выпускаемых Московским автомобильным з-дом им. Ленинского
комсомола (до 1969 - Московский з-д малолитражных автомобилей). Помимо
базовых моделей (см. табл.), создано неск. семейств автомобилей "М.": легковой
автомобиль с ручным управлением для инвалидов (модели 401 Б, 402Б, 407Б,
4ПЗБ, 408Б), грузопассажирский с кузовом "универсал" (модели 423, 424,
426, 427), грузовой с кузовом "фургон" (модели 422, 430, 432/433, 434),
автомобиль повышенной проходимости легковой (модели 410, 41OH) H грузопассажирский
(модель 411).
Автомобиль "Москвич-412".
Высокие технико-экономич. качества,
надёжность и долговечность автомобилей "М." явились основой для успешных
выступлений спортсменов на этих автомобилях в соревнованиях, в т. ч. в
многодневных соревнованиях па регулярность движения (типа ралли).
Техническая характеристика базовых
моделей автомобиля "Москвич"
Показатели
|
Модель
|
||||||||
400
|
401
|
402
|
407
|
403
|
408
|
412
|
|||
Колёсная
база, мм |
2340
|
2340
|
2370
|
2370
|
2380
|
2400
|
2400
|
||
Размеры,
мм: |
|
|
|
|
|
|
|
||
длина
|
3855
|
3855
|
4055
|
4055
|
4040
|
4090
|
4196
|
||
высота
|
1545
|
1555
|
1560
|
1560
|
1560
|
1480
|
1480
|
||
ширина
|
1375
|
1400
|
1540
|
1540
|
1540
|
1550
|
1550
|
||
Масса снаряжённого
автомобиля, кг |
845
|
855
|
980
|
990
|
980
|
990
|
1045
|
||
Литраж, л
|
1 ,07
|
1,07
|
1,22
|
1,36
|
1,36
|
1,36
|
1,48
|
||
Макс, мощность
двигателя, кет (л. с.) |
17 (23)
|
19,2 (26)
|
25,9 (35)
|
33,3 (45)
|
33,3 (45)
|
37 (50)
|
55,5 (75)
|
||
при частоте
вращения, об I мин |
3400
|
4000
|
4200
|
4500
|
4500
|
4750
|
5800
|
||
Макс, скорость,
км/ч |
90
|
90
|
105
|
115
|
115
|
120
|
140
|
||
Агрегаты,
которые были разработаны для даянол модели |
-
|
Модернизирован
двигатель, коробка пере- |
Кузов, двигатель,
подвеска |
Двигатель,
коробка передач, главная передача |
Подвеска,
руль, тормоза |
Кузов, двигатель
|
Двигатель
|
||
Год начала
производства |
1946
|
19,54
|
1956
|
1958
|
1962
|
1964
|
1967
|
||
Год снятия
с производства |
1954
|
1956
|
1958
|
1963
|
1965
|
|
|
||
В мае 1967 выпущен миллионный автомобиль
"М." (модели 408); к 1 янв. 1973 выпущено ок. 1,6 млн. "М.". С 1967 производство
автомобилей "Москвич" дублировано в г. Ижевске. См. также ст. Московский
автомобильный завод им. Ленинского комсомола.
П. К. Чарноцкнй, P. А. Лигмарш.
MOCKBЫ ИМЕНИ КАНАЛ, искусств.
водный путь, соединяющий р. Москву с р. Волгой. Строительство началось
в конце 1932, капал сдан в эксплуатацию 15 июля 1937: в 1947, в связи с
празднованием 800-летия Москвы, канал Москва - Волга был переименован в
капал им. Москвы. Общая дл. 128 км, из них 19,5км пути проходит
по водохранилищам.
Канал берёт начало на прав, берегу
Волги, у г. Дубна, в 8 км выше устья р. Дубна. В этом месте на Волге
сооружена плотина, образовавшая Волжское водохранилище (Иваньковское),
паз. иногда Московским морем. Трасса капала идёт от Волги на Ю., к Москве,
пересекая Клинско-Дмитровскую гряду; на трассе канала сооружены 9 шлюзов.
На волжском "склоне", идущем от Иваньковского водохранилища (124 м надур.
м.) до водораздельного бьефа, расположено 5 ступеней. Водораздельный бьеф
лежит на высоте 162 м над ур. м. На московском "склоне" - 4 ступени;
кроме Иваньковского водохранилища, созданы Химкинское, Клязьминское, Пяловское,
Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища. На канале имеется 8 гидроэлектростанций
(самая крупная из них Иваньковская ГЭС). Гл." пристани: Дмитров, Яхрома,
Большая Волга: в Химках - Северный порт Москвы; пристани местных линий:
Пирогово, Тишково, Хлебникове, Водники, Зелёная Гавань, Солнечная Поляна
и др.
Создание канала решило проблему водоснабжения
г. Москвы, обводнения р. Москвы, превратило г. Москву в крупный речной
порт, связанный с Белым, Балтийским, Каспийским, Азовским и Чёрным морями.
Осн. грузы: лес, строит, материалы, нефть, продовольствие, пром. товары.
Сооружения канала составляют обширный
гпдротехпнч. и архит. комплекс. Архитектура шлюзов с башнями управления
и насосными станциями, а также плотин отличается высоким гидротсхнич. совершенством.
Наиболее интересны Карамышевская плотина (арх. A. M. Рухлядсв), шлюзы №
3
(арх.
В. Я. Мовчаи_и др.), № 5 (арх. Д. Б. Савицкий), №№ 7 п 8 (арх. В. Ф. Кринский),
№ 9 (арх. A. M. Рухлядев). В комплексе сооружений каждого шлюза господствуют
массивные объёмы башен управления, завершающиеся лёгкими декоративными
надстройками или скульптурой: Стены башен украшены мемориальными досками,
эмблемами Сов. гос-ва, барельефами, изображающими эпизоды строительства
канала. Значит, сооружение капала - Химкинский речной вокзал (арх. A. M.
Рухлядсв, В. Ф. Крипскин и др.). Перед вокзалом разбит парк с фонтанами
(скульптор И. С. Ефимов). По берегам водохранилищ расположены санатории,
дома отдыха, пансионаты, спортивные базы.
Лит.: [С о б о т о в и ч И-
Д., С о 6 о т o в и ч E. П.], По каналу имени Москвы. [.Путеводитель],
M., 1962.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я