Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. M. Горького (MXAT)

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. M. Горького (MXAT)

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. M. Горького (MXAT) советский театр, внёсший большой вклад в развитие нац. русского и мирового театра. Основатели его ставили цель:
"...создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр..." (Станиславскии К. С., Собр. соч. ,т. 5, 1958, с. 175), к-рый "...должен
служить душевным запросам современного зрителя" (Hемпрович -Данченко
В л. И., Избр. письма, 1954, с. 119). MXT осуществил реформу театра, охватывающую
все стороны театр, жизни - репертуар, режиссуру, актёрское искусство, организацию
театр, быта; здесь впервые в истории была создана методология творч. процесса.
Театр открылся 14(26) окт. 1898 спектаклем "Царь Фёдор Иоаннович" А. К.
Толстого, поставленным с большой история, точностью н тонким ощущением
бытовой атмосферы. Ядро труппы составили воспитанники драматнч. отд. Муз.-драматич.
уч-ща Моск. филармонич. об-ва (О. Л. Книппср, И. M. Москвин, В. Э. Мейерхольд),
где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко, и участники
любительских спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества -искусства
и литературы
(M. П. Лшпша, M. Ф. Андреева, В. В. Лужский, А. Р. Артем).
Позднее в труппу вошли В. И. Качалов, Л. M. Леонидов. Подлинное рождение
нового театра связано с драматургией А. П. Чехова н M. Горького, отражавшей
па строения передовой демократнч. интеллигенции. Тонкая атмосфера чеховского
лиризма, мягкого юмора, тоски и надежды была найдена в спектаклях "Чайка"
(1898), "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишнёвый сад" и "Иванов"
(оба в 1904). Накануне Революции 1905-07 MXT вместе с Горьким боролся с
социальной несправедливостью в "Мещанах" п "На дне" (оба в 1902),"Детях
солнца" (1905). Пьесы Горького, наряду с "Доктором Штокма-иом> Ибсена (1900),
определили обществ.-политич. лицо театра. В работе над произв. Чехова и
Горького сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности
психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского
ансамбля, создания настроения, общей атмосферы действия, декоративного
решения (художник В. А. Симов), были выработаны сценич. средства передачи
скрытого в обыденных словах т. н. подтекста (внутр. содержания).Впервые
в мировом сцснпч. иск-вс M-XT поднял значение режиссёра - творческого и
идейного интерпретатора пьесы. В годы поражения Революции 1905-07 и наступившей
затем реакции MXT увлёкся поисками в области символистского театра ("Жизнь
человека" Андреева н "Драма жизни" Гамсуна, 1907), общефилософскими проблемами
("Гамлет" Шекспира, 1911). Поэзией сказки была проникнута пост. "Синей
птицы" Метерлпнка (1908). Hc находя опоры в совр. драматургии, MXT
обратился к классике. Лучшие спектакли этого периода: "Горе от ума" Грибоедова
(1906), "Ревизор" Гоголя (1908), "Месяц в деревне" Тургенева (1909), "На
всякого мудреца довольно простоты" Островского (1910}; "Братья Карамазовы"
по Достоевскому (1910), "Брак поневоле" и "Мнимый больной" Мольера (оба
в 1913), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1914). В то же время в MXT
возник творч. кризис, т. к. "если театр посвящает себя исключительно классическому
репертуару,... он рискует... стать академически-мертвым" (Немирович-Данченко
Вл. И., Избр, письма, 1954, с. 11.9). Выйти из кризиса MXT помогла Великая
Окт. соцналистич. революция. Высоко ценя иск-во этого театра, В. И. Ленин
(в беседе с А. В. Луначарским) говорил: "...Если есть театр, который мы
должны из прошлого во что бы то ни стало спасти п сохранить,- это, конечно.
Художественный театр". В 1920 MXT был включён в число академич. театров.
В творческой полемике с пролеткультовцами п лефовцамп MXAT отстаивал реалистич.
метод, как наиболее плодотворный для развития сценич. иск-ва и понимания
современности. Через возникавшие вокруг MXAT студни (см. Студии MXAT)
Станиславский
и Немирович-Данченко воспитывали актёров в духе выработанных ими принципов.
В 1924 из этих студий в театр влилась группа молодёжи: А. К. Тарасова,
О. H. Андровская, К. H. Еланская, В. С. Соколова, А. О. Степанова, А. П.
Зуева, H. П. Баталов. H. П. Хмелёв, M. H. Кедров, Б. H. Ливанов, В. Я.
Сташщын. M. И. Прудкип, A. H. Грибов, M. M. Яншин. В. А. Орлов, II. Я.
Судаков, H. M. Горчаков, И. M. Кудрявцев и др. Эти актёры, наряду с вступившими
в MXAT Б. Г. Добронравовым, Ф. В. Шевченко (1910-е гг.), M. M. Тархановым,
В. О. Топорковым (1920-с гг.), стали выдающимися мастерами сов. сцены.
Сплотив вокруг себя молодых писателей, MXAT приступил к работе по созданию
сов. репертуара. Были поставлены спектакли: "Пугачёвщина" Тренёва (1925),
"Дни Турбиных" Булгакова (1926), "Растратчики" н "Квадратура круга" Катаева
(оба в 1928), "Унтнловск" Леонова (1928), "Блокада" Bc. Иванова (1929).
Важным этапом в жизни MXAT и всего сов. театра стал политически страстный,
воссоздающий революц. эпоху спектакль "Бронепоезд 14-69" Иванова (1927).
Отражая процессы становления и развития сов. общества, формирования нового
человека, новых взаимоотношений между людьми, театр ставит спектакли: "Страх"
Афиногенова (1931), "Платон Кречет" Корнейчука (1935), "Любовь Яровая"
Тренёва (1936), "По-ловчанские сады" Леонова (1939) и др. Новое, социально
углубленное толкование получила классич. драматургия: "Горячее сердце"
Островского (1926), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1927),
"Мёртвые души" по Гоголю (1932). Следуя ленинскому анализу творчества Л.
H. Толстого, MXAT в новаторской пост. "Воскресения" (1930) подчеркнул обличит,
направленность романа; в спектакле "Анна Каренина" (1937) вскрыл трагич.
конфликт героини с чопорным и холодным аристократпч.обществом. Большое
значение на пути становления социа-листич. реализма имел спектакль "Враги"
Горького (1935). Мужественной простотой, поэтпч. правдой отличалась новая
пост. "Трех сестёр" Чехова (1940). В 1930-е гг. получает завершение система
Станиславского (см. Станиславского система) и углубляются педагогич.
методы и режиссёрское учение Немировича-Данченко, особенно чётко определяются
и совершенствуются характерные черты иск-ва MXAT - соединение правдивого,
жизненно достоверного развития действия с философски насыщенной, публицистически
заостренной идейностью, смелая типизация, предельная внутр. эмоциональность,
сочетающаяся со скупостью и силой сцетшч. выражения и точностью сценической
формы. В 1939 M. H. Кедровым была завершена начатая Станиславским экспериментальная
работа над "Тартюфом" Мольера. Последние искания Станиславского в области
сценич. творчества легли также в основу работы над пост. "Глубокой разведки"
Крона (1943). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 были поставлены патриотич.
спектакли -"Фронт" Корнейчука, "Русские люди" Симонова, "Офицер флота"
Крона. В 1942 в спектакле "Кремлёвские куранты" на сцепе MXAT был впервые
воссоздан (A. H. Грибовым) образ В. И. Ленина. Во 2-й пол. 40- нач. 50-х
гг. были созданы значительные спектакли: "Дядя Ваня" Чехова (1947), "Домби
и сын" по Диккенсу (1949). "Плоды просвещения" Л. H. Толстого (1951). В
1956 театр возобновил постановку "Кремлёвских курантов" (в роли Ленина
- Б. А. Смирнов). Тема мощи и силы парода, большевистской партии была развита
в спектакле "Третья патетическая" Погодина (1958). Проблеме выбора нравств.
пути человеком был поев, спектакль "Золотая карета" Леонова (1957). Среди
лучших спектаклей 60- нач. 70-х гг.: "Братья Карамазовы" по Достоевскому
(I960), "Милый лжец" Килтп (1962), "Шестое июля" Шатрова (1965), "Егор
Булычев и другие" (1964). "Последние" (1971) Горького, "Сталевары" Бокарёва
(1972), "Соло для часов с боем" Заградилка (1973) и др.


В 1932 MXAT было присвоено имя M. Горького.
Награждён орденом Лс-тшпа (193/), орденом Трудового Красного Знамени (1938).
При театре имеется музей (с 1923) с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского
и Мемориальная квартира В. II. Немировича-Данченко. С 1943 существует Школа-студия
им. В. И.Немировича-Данченко. С 1906 театр неоднократно гастролировал в
странах Европы, AsHn

В труппе театра (1974): нар. арт. СССР
О. H. Андровская, M. П. Болдуман, А. П. Георгиевская, A. H. Грибов, А.
П. Зуева, А. П. Кторов, П. В. Массальский, Б. Я. Петкер, M. И, Прудкин,
Б. А. Смирнов, В. Я. Сташщып, А. О. Степанова, M. M. Яншин, пар. арт. РСФСР
К. H. Головко, И. П. Гошева, Л. И. Губанов, H. И. Гуляева. В. С. Давыдов,
H. H. Засухин, Г. И. Калиновская, A. M. Комиссаров, - T. И. Ленникова,
Ю. Л. Леонидов, С. С. Пилявская, Л. В. Пушкарёва, О. А. Стриженов, П. Г.
Чернов, M. В. Юрьева, нар. арт. Литой. CCP Л. В. Иванов. Гл. режиссёр (с
1970)- нар. арт. РСФСР О. H. Ефремов.


Лит.: Э ф р о с H., Московский
Художественный театр. 1898-1923, M. - П., 1924; Марков П., Чуткий H., Московский
Художестпенный театр. 1898 -1948, M., 1950; Московский Художественный театр
в советскую эпоху. Материалы н документы, M., 1962; см. также лит. при
статьях Станиславский
К. С., Немирович-Данченко В. И.. Станиславского
система.

П. А. Марков. Л. В. Кесслер.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я