МОСТЫ ВОЕННЫЕ

МОСТЫ ВОЕННЫЕ сооружения, служащие
для переправы войск, боевой техники н транспорта через к.-л. препятствие
(водную преграду, овраг, дорогу и т. п.) при передвижении их по дорогам
и колонным путям на поле боя. M. в. бывают автодорожными, железнодорожными,
пешеходными и совмещёнными, позволяющими одновременный пропуск автотранспорта
п ж.-д. составов; возводятся силами инж., дорожных и железнодорожных войск
из табельных средств, возимых войсками, или из местных материалов. Для
M. в. важное значение имеет транспортабельность мостовых конструкций, позволяющая
инж. частям сопровождать войска п своевременно выдвигаться к преодолеваемым
водным преградам, а также быстрота пх возведения минимальными силами, приспособленность
мостовых средств и конструкций к использованию на разнообразных по характеру
преградах, минимальная разрушаемость от средств поражения, простота ремонта
в полевых условиях. По типу опор различают M. в. наплавные, на жёстких
опорах, комбинированные.


Мосты поенные. 1. Высоководный мост.
2. Низкоподный мост. 3. Механизированный мост. 4. Мост-лента.


Наплавные M. в. могут быть в виде моста-ленты
(рис., 4), собираемого из металлич. понтонов, барж, н на отд. плавучих
опорах (понтонах, баржах, плашкоутах, лодках и Др.). Они позволяют возвести
мостовой переход в короткие сроки, независимо от характера грунта и рельефа
дна при глубине поды более 1 м. M. в. н а жёстких опорах (деревянных,
металлич., свайных и рамных) делятся на низководные, высоководные и подводные.
Низководные M. в. (рис., 2) имеют небольшие пролёты (4-6 м, редко
10-12 м), допускают, как правило, одностороннее движение транспорта
н рассчитаны па пспродолжнт. срок эксплуатации; возвышаются над горизонтом
воды на 0,5-1 м. Высоко-водные M. в. (рис., 1) имеют пролёты до
30 м и более, обеспечивают, как правило, двусторонний проезд автомобильного
и односторонний проезд ж.-д. транспорта, рассчитаны па продолжит, срок
эксплуатации, позволяют пропускать под мостом ледоход, паводок,
речные суда. Разборные M. в. на жёстких опорах многократно используются
в качестве тыловых мостов через водные преграды. Подводные M. в. имеют
верх проезжей части ниже горизонта воды на 30-50 см, что обеспечивает
повышенную живучесть при воздействии противника п затрудняет обнаружение
моста средствами разведки. Комбинированные M. в. возводятся па реках, имеющих
большую глубину н ширину, в них сочетаются жёсткие и плавучие опоры. Механизированные
мосты (рис., 3) используются для преодоления войсками узких препятствий
п йодных преград на поле боя и при движении войсковых колопп, возводятся
с помощью мостоукладчнков.


M. в. появились уже в армиях древних
гос-в. Наиболее ранними были наплавные мосты на лёгких лодках, к-рые перевозились
войсками (напр., в Ассирии, Др. Египте, Др. Греции). В 480 до н. з. во
время греко-персидских войн перс, армия переправлялась через Дарданеллы
по 2 наплавным мостам, собранным на гребных судах; длина каждого ок. 1200
м.
В
рим. армии сооружались воен. мосты па свайных опорах (напр., через Рейн
в 1 в. до н. э.). В ср. века искусство мостостроения в Европе пришло в
упадок и начало развиваться только с 14 в. В рус. армии в 15-17 вв. неоднократно
сооружались наплавные мосты через Волхов, Днепр, Дон и др. В нач. 17 в.
в нидерл. армии было введено мостовое имущество - понтонные парки (см.
Понтонный
парк),
к-рые затем распространились в др. европ. армиях (в России в
нач. 18 в.). Дальнейшим шагом в развитии M. в. стало возведите мостов из
заранее .заготовленных элементов (напр., наплавной мост ял плотов дл. ок.
1000 м через Северную бухту в Севастополе во время Крымской войны
1853-56). С развитием жсл. дорог стали строить воен. ж.-д. мосты. В 1860-х
гг. в России был изготовлен разборный MC-таллич. ж.-д. мост; в Германии,
Франции и др. странах такие мосты появились в 70-х гг. Во время 1-й мировой
войны 1914-IS в англ, армии были созданы мосты для танков, с помощью к-рых
они преодолевали препятствия на поле боя. В 1930-х гг. в СССР п др. странах
получили развитие наплавные мосты из понтонных парков с целъномсталлич.
понтонами и стальными прогонами повышенной прочности и большой грузоподъёмности,
к-рые перевозились на спец. автомобилях. В ходе Великой Отечеств, войны
1941-45 сов. войска широко использовали низководные мосты, отличавшиеся
простотой конструкции и составившие 85% общей протяжённости всех построенных
мостов, а также наплавные мосты грузоподъёмностью до 60
т
(выше
грузоподъёмности наплавных мостов армий капиталистич. стран). На широких
реках (Днепр, Неман, Днестр, Висла, Одер и др.) возводились комбинированные
или высоководные мосты, рассчитанные на длит, эксплуатацию. В послевоен.
годы в вооруж. силах различных гос-в получили развитие мостовые п мостостроит.
средства, предназначенные для возведения M. в. в короткие сроки. Значит,
прогресс в этой области - создание в Сов. Вооруж. Силах понтонно-мостового
парка, в к-ром пролётное строение и опоры объединены в единую конструкцию
- мост-ленту. Большое развитие получили механизиров. мосты (танковые п
мосты сопровождения войсковых колонн).


М. А. Козлов.



MOCУЛ, город на С. Ирака, на
прав, берегу р. Тигр. Адм. ц. мухафазы Найнава. 343 тыс. жит. (1968). Ж.-д.
станция. Узел автомоб. дорог. Текст., пищ., кожевенно-обув., металлообр.
пром-сть. Торговля зерном, фруктами, скотом. В районе M.- добыча нефти
(Айн-Зала и др.), цем. и асфальтовый з-ды.


По нек-рым данным, M. являлся пригородом
древней Ниневии. В 641 был занят арабами и вошёл в состав Араб,
халифата. Находясь на важнейших торг, путях, M. стал крупным торг, и ремесленным
центром. В 10-12 вв. был столицей различных феод, гос-в. В 1261 взят и
разграблен монголами. С нач. 16 в. до 1918 (с небольшими перерывами) M.
владели турки-османы; с 60-х гг. 19 в.- центр одноименного вилайета
Османской
империи. После 1-й мировой войны 1914-18 был оккупирован англ, войсками;
в 1920 вошёл в состав Ирака.


В черте ср.-век. города, окружённого
кам. стеной (12 в.; разрушена в 1743),- Большая мечеть Нур-ад-дпна (или
ДжаMH аль-Кабир; 1170-72, реконструировалась в 12-19 вв.) с минаретом (12
в.; илл. см. т. 10, табл. XXI, стр. 352-353), медресе аль-Иззия (12 в.),
руины дворца Кара-Сарай (13 в.), мавзолей имама Яхья (13 в.), мавзолей
Аун-ад-дина (1247); христ. церкви: Map Ахудеммсх (восходит к 10 в.), Map
Шамун (13 в., реконструкция в 1936) п др. Вне гор. стен-регулярно распланированные
кварталы 20 в. (арх. P. Сквайр и др.). Близ M.-мечеть-мавзолей Наби Юнус
(10 в., купол 14 в.).


Лит.: Mosul and its neighbouring
district, 2 ed., Baghdad, 1956; F i e у J. M., Mossoul chretienne"
Beyrouth, 1959.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я