МОТОРНОЕ ТОПЛИВО
жидкое или
газообразное горючее, используемое в двигателях внутр. сгорания (поршневых,
реактивных, газотурбинных). M. т. подразделяют на группы: карбюраторнос,
в т. ч. авиационные и автомоб. бензины (см. Бензин, Высокооктановые
топлива), тракторный
керосин, дизельное топливо; топливо для
двигателей различного назначения (см.
Газотурбинное топливо, Реактивное
топливо). M. т. получают из нефти и углеводородных газов, это одни
из осн. продуктов нефтепереработки, составляющий примерно 63% всех
потребляемых нефтепродуктов. Обычно M. т. представляет собой смеси
неск. компонентов, в т. ч. основного (базового) топлива и присадок (антидетонаторов,
антиокислителей, ингибиторов коррозии и др.). Для базового топлива используют
продукты прямой перегонки нефти (бензины, лигроины, керосиногазойлевые
и более тяжёлые фракции) и вторичных процессов переработки нефти (каталитич.
крекинга,
риформинга
и др.). Компонентами могут быть изооктан, изопентан, алкилбензолы,
газовый бензин и др.
M. т., близкие по составу к нефтяным,
можно получать переработкой твёрдых горючих ископаемых (углей, сланцев
и пр.). В Германии во время 2-й мировой войны 1939-45 произ-во M. т. из
твёрдых горючих ископаемых получило большое развитие (в 1943 было получено
ок. 4 млн. т, гл. обр. гидрированием углей). После войны процесс
по экономнч. показателям не смог конкурировать с произ-вом нефтяных M.
т. и получение M. т. из угля было прекращено. Однако в ряде стран (США,
Канада и др.) этому способу получения M. т. уделяется большое внимание
и намечается организация крупных произ-в.
Лит.: Товарные нефтепродукты,
пх свойства и применение. Справочник, под ред. H. Г. Пучкова, M., 1971;
Зарубежные топлива, масла и присадки, под ред. И. В. Рожкова п Б. В. Лосикова,
M., 1971; Бобров H. H., В о р о п а и П. И., Применение топлпв и смазочных
материалов, 2 изд M., 1968. В. В. Панов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я