МОТОЦИКЛ
(от лат. motor - приводящий
в движение и греч. kyklos - круг, колесо), двух- или трёхколёсное (трицикл)
хранен, средство, снабжённое двигателем внутр. сгорания с рабочим объёмом
более 49,8 см3. Первые M. появились в кои. 19 в. и Зап. Европе.
В 1924-32 и Москве, Ижевске и Ленинграде создавались и испытывались опытные
образцы M. ("Союз", ИЖ-1, ИЖ-2, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5, НАТИ-750). Серийное произ-во
M. в СССР началось в 1933 в Ленинграде (модель Л-ЗОП: рабочий объём 300
см3, мощность 4,7 кат) и Ижевске (модель ИЖ-7, сходная
с Л-300).
По назначению M. подразделяются на
дорожные (транспортные), спортивные (см. Спортивный мотоцикл) н
специальные. Дорожные M. (табл. 1 и 2) благодаря малым габаритам н массе,
хорошей манёвренности, высокой проходимости и простоте обслуживания используются
как средство индивидуального транспорта. К специальным M. относятся патрульные,
эскортные, торговые н т. п.
M. (рис. ) состоит из неск. групп механизмов:
двигателя, силовой передачи (трансмиссии), ходовой (экииажной) части, системы
электрооборудования. Двигатель M.- карбюраторный, 2- или 4-тактный. Охлаждение
- встречным потоком воздуха (на отд. моделях спортивных и высокофорсированных
дорожных M.- водяное). Литровая мощность 2-тактных двигателей дорожных
M. составляет 51,5-98,2 квт/л (70-130 л. с.1л), 4-тактных
- 37 - 66 квт/л (50-90 л. с.1л), спортивных - 146-220 квт/л
(200-300
л.
с. 1л). Силовая передача состоит из сцепления, коробки передач, передней
(моторной) и задней (главной) передач. Сцепление представляет собой одно-
или многодисковую муфту. Последняя применяется на большинстве M. Коробка
передач - шестеренчатая, имеет от 2 до 6 передач; на большинстве дорожных
Схема устройства мотоцикла: 1 - передняя
нилка; 2 - центральный переключатель (замок зажигания); 3 - спидометр;
4
- рычаг привода переднего тормоза; 5 - рукоятка управления карбюратором;
6
- рычаг выключения ецеплегшя; 7 - топливный бак; 8 - карбюратор;
9
-
амортизатор задней вилки; 10 - глушитель; 11 - задняя вилка;
12
-
цепь задней передачи; 13 -
педаль переключения передач; 14 - сцепление;
15 - цепь передней передачи; 16 - коленчатый вал; 17 -
поршень; 18 - цилиндр; 19 - тормозная колодка;
20
-
ступица.
M.- 4. Передняя передача (от двигателя
к коробке) - цепная, реже - шестерёнчатая. Задняя (от коробки передач к
заднему колесу)-цепная, реже - карданный вал. В электрооборудование входят
источники питания (генераторы переменного пли постоянного тока, аккумуляторные
батареи), приборы зажигания, освещения (фары, фонари) и сигнализации (сигналы
поворота, торможения и звуковые сигналы).
В СССР M. производят з-ды в Минске
(рабочий объём двигателя 125 см3), в Коврове (175 см3),
в
Ижевске (350 см3; одно- н 2-цнлнпдровыс), в Киеве и Ирбпте
(650 ел3). Выпуск M. н мотороллеров в СССР составлял (тыс.):
в 1960 - 533; в 1965 - 711; в 1970 - 833; в 1973 - 1022. По производству
мотосредств (M., мотороллеров и мотовелосипедов) СССР занимает 2-е место
в мире - св. 1,5 млн. в год; в Японии выпускается ок. 3,5 млп. (1973).
Лит.: Л б р о с имев Л. А.,
Тарб о в А. А., Мотоциклы К-750, М-61, M-62, M., 1962; Забелин В. А., И
с а е в M. П., Ижевские дорожные мотоциклы, 2 изд., Ижевск, 1964; Мотоциклы
К-125, К-175 п их модпсрикнцпп, 2 изд., M., 1966; Мотоцикл, M., 1971; Г
п н ц б у р г M. Г., Устройство п обслуживание мотоциклои, 4 изд., M-,
1972. С. /О. Ивпницкий, Б. П. Синельников.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я