МОХОЙ-НАДЬ

МОХОЙ-НАДЬ (Moholy-Nagy) Ласло
(20.7.1895, Бачборшод, Боршод,-24.11. 1946, Чикаго, США), венгерский скульптор,
дизайнер, мастер фотоискусства. Работал в основном в Германии (1920- 1933),
куда эмигрировал после подавления Сов. власти в Венгрии, п в США (с 1937).
Испытал влияние К. С. Малевича, Л. M. Лисицкого, H. Габо.
В кон. 10-х - нач. 20-х гг. выполнял графич. листы в духе супрематизм
("На
белом фоне". 1923, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн) и абстрактные пространственные
композиции ("Пластика п никеле", 1922). В 1923-28 был проф. "Баухауза",
вёл
подготовит, курс. поев, общим принципам плаотич. формообразования. Деятельность
M.-H. как теоретика и практика фотографии во многом повлияла па дальнейшее
развитие фотоискусства. В 20-е гг. создал ряд политически острых фотомонтажей
(напр., "Милитаризм") и лаконично экспрессивных, метких портретов (напр.,
В. В. Маяковского). В коп. 20-х гг. M.-H. подошёл к осн. теме своего последующего
творчества - исследованию выразит, возможностей света в прозрачных и полупрозрачных
пространств, конструкциях (помещённых и боксе с программно изменяющимся
освещением). Работы M.-H. этого периода нашли практич, применение в ряде
областей дизайна, в световой рекламе. В 1928 M.-H. "месте с В. Гропиусом
оставил
"Баухауз". После прихода нацистов к власти покинул Германию. В 1937 основал
т. п. Новый "Баухауз" и Чикаго.


Соч.: Живопись пли фотография, [пер.
с нем.], M., 1929: Malerei, Photographic, Film, Munch., 1925 (Baiihausbucher,
Bd 8); Von Material zur ArchiU-ktur, Munch., 1929 (Bauhausbiicher, Bd 14);
Vision in motion, Chi., 1У56.


Лит.: Moho!y-Nagy S-, Laszlo
Monoly-Nagy, N. Y., 1.450.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я