МО-ЦЗЫ

МО-ЦЗЫ Mо Ди (479-400 до п.
э.), древнекитайский философ н политпч. деятель, основатель школы моистов.
Возможно, был сановником и царстве Суп. M.-ц. и его последователи отражали
интересы свободных низших слоев кит. общества - земледельцев, ремесленников,
торговцев. Монеты вели идейную борьбу против копфуцианства, обосновывавшего
незыблемость господства наследственной аристократии. Взгляды M.-ц. и его
учеников соораны в кн. "Моцзы", к-рая в завершённом виде сложилась к кон.
3- нач. 2 вв. до н. э. Центр, идеей учения M.-ц. н его учеников является
призыв добиваться установления отношений между всеми людьми на принципах
"всеобщей любви и взаимной выгоды". Этот тезис моистов, в противовес конфуцианским
принципам разделения общества на "простолюдинов" н "благородных мужей",
"правящих" н "управляемых", представлял собой попытку своеобразного этич.
обоснования идеи равенства людей п отражал стремление привлечь к участию
в политич. жизни гос-ва широкие слои населения. Из тезиса о "всеобщей любви
н взаимной выгоде" вытекают все остальные принципы учения M.-ц.: "почитание
мудрости", "почитание единства", "против нападений", "за ,экономию в расходах"
н т. д. Для обоснования принципа "всеобщей любви" и придания ему значения
космлч. закона M.-ц. прибегал к использованию традиционных кит. верований
в небо и духов, но это не мешало ему выступать против конфуцианских взглядов
о существовании "небесной судьбы". Впервые в кит. философии M.-ц. выдвинул
категорию причины (гу), принципы классификации (лэй) и три критерия оценки
истинности знаний (соответствие тому, что видели, слышали люди: соответствие
пользе людей: соответствие свидетельствам древних книг). Поздние монеты
углубили классификацию знаний по их источнику н характеру п разработали
довольно цельную для своего времени систему категорий логики.


И с т о ч н и к и: Мо-цзы сянь гу,
в кн.: Чжуцзы цзн-чун (Собрание произведений древнпх мыслителей), т. 4,
Пекин, 1957; Мо-цзы, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, M., 1972;
Mo Tzu. Basic writings, t'ransl. by B. Watson, N. Y., 1963.


Лит.: Тптаренко М. Л., Мо-цзы
н ранние монеты о процессе познания, "Вопросы философии", 1964, .\b H;
его ж е, Социально-политические идеи Мо-цзы п школы моцзя раннего периода,
"Научные доклады высшей школы. Философские науки", 1965, № 6; Ян X н н
- III у н, Теория познания моистов, "Вопросы философии", 1956, Jw 1; H
о 1 t h S., Mic-ius, Shanghai, 1935.


М. Л. Тптаренко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я