МОЧАЛОВ

МОЧАЛОВ Павел Степанович [3(15).
11.1800. Москва,-16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене
под руководством отца - видного актёра моек, драматич. труппы, в прошлом
крепостного актёра - С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника ("Эдип
в Афинах" Озерова) был принят в 1817 на моек. имп. сцену (с 1824- Малый
театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма нац. самосознания и культуры,
в период формирования эстетики декабристского романтизма, M. придал воспринятым
им освободительным настроениям ярко демократии., стихийно бунтарский характер.
Уже в начале деятельности, выступая в произв. П. Корнеля (Гораций -"Гораций"),
Вольтера (Танкред -"Танкред"), M. не только разрушал стилистику классицистской
трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, ромаптич.
типа. Драмы В. А. Озерова (Фпнгал -"Фингал"; Димитрий Донской -"Димитрий
Донской") были для M. переходным звеном к романтич. репертуару. Не проявляя
особого внимания к соблюдению историч. колорита, поискам характерности
пли декоративной импозантности образа, M. захватывал зрителя страстной
силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов.
Среди ролей M. в мелодраме и романтич. драме: Юлий ("Железная маска" Цшокке),
Жсрманч ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа), Кип ("Кип, или Гений
н беспутство" Дюма-отца), Бидсрман ("Смерть или Честь" Полевого) п др.
Художник огромной творческой активности, M. нередко в корне переосмысливал
свои роли. Так, в его исполнении


П. С. Мочалов.


Мейнау (мелодрама "Ненависть к людям
и раскаяние" Коцебу. 1826) вырастал и фигуру байроповского масштаба. Бунт
человека свободных взглядов против общества, основанного па корыстолюбии
и насилии, с особенной яркостью проявился у M. в таких ролях шиллеровского
репертуара, как Карл Моор ("Разбойники", 1828) и Фердинанд ("Коварство
и любовь", 1829). Важнейшее место в творчестве M. занимали роли в трагедиях
Шекспира: Отслло ("Отсл.то", 1837), Лир ("Король Лир", 1839), Ричард III
("Ричард III", 1839), Ромео ("Ромео и Джульетта". 1841). Крупнейшим созданием
M. был образ Гамлета ("Гамлет" Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х
гг. драма Гамлета была для M. драмой сильной и одинокой личности, гибнущей
вследствие осознания огромного разрыва между гуманнстпч. требованиями и
реальной действительностью. Выступление M. стало выдающимся художеств,
событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского "„Гамлет'',
драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета" (1838). M. проявлял постоянный
интерес к совр. рус. лит-рс, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи).
Обладая глубоким поэтнч. чувством, особым мастерством произнесения стихотворного
текста, M. исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского)
поэм А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан" и "Цыгане". Он создал драматич.
композицию по стихотворению Пушкина "Черпая шаль" (с музыкой A. H. Верстовского),
с к-рой выступал в концертах. Одна из наиболее значит, ролен M.- Чацкий
("Горе от ума" Грибоедова, 1831), в трактовке к-рой он отразил драму своего
поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг
творчества M. велась ожесточённая идейно-эстстмч. борьба, связанная с демократизацией
рус. сцены и её национальным самоопределением. M. способствовал утверждению
в театре непосредственности актерского переживания, острого ощущения связи
художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматич. противоречиями.


П. С. Мочалов в роли Мейнау ("Ненависть
к людям и раскаяние" А. Коцебу). Художник В. Каракалпаков.


Горячим поклонником и пропагандистом
иск-па M. был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили H. В. Гоголь, M.
Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, A. H. Островский. А. И. Герцен писал: "Щепкин
и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении
тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам
на сокровенные силы п возможности русской натуры, которые делают незыблемой
нашу веру в будущность России" (Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268-69). К.
С. Станиславский видел в M. одного из гениев мирового театра.


Лит.: С о б о л о в Ю. В., Павел
Мочалоп, M., 1937; Белинский В.Г., О драме и театре, M. - Л., 1948; Павел
Степанович Мочалов. [Сборник], M., 1953; Д м и т р и е в Ю., Мочалоп -
актёр-романтпк, M., 1961.

T. M. Родина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я