МОШОНЬИ
(Mosonyi) (наст, фам.-
Б р а и д; Brand) Михай (2.9.1815, с. Больдогашсоньфальва, - 31.10.1870,
Пешт), венгерский композитор и музыкальный критик. По национальности немец,
был убеждённым патриотом Венгрии (в 1859 принял вснг. фамилию). Музыке
обучался самостоятельно, консультируясь у музыкантов Пожонп (ныне Братислава)
и Вены. С 1842 жил в Пештс (с 1872 Будапешт), активно участвовал в муз.
жизни города, был ч.т. разл. комитетов и хоровых об-в, одним из основателей
(1860) н ведущим сотрудником 1-й венг. муз. газеты "Зенесети лапок" ("Zeneszeti
Lapok"), в K-poй пропагандировал идею созд. пац. венг. муз. стиля. Дебютировал
в 1844 (симфония). Начав с подражания ноль романтикам (опера "Кайзер Макс",
1857, на нем. либр.), в зрелом творчестве стремился к воплощению нац. муз.
стиля. M. считается, наряду с Ф. Листом и Ф. Эркелсм, одним из основателей
венг. пац. школы. Создал ряд произв. на основе венг. муз. фольклора, сочетая
нац. мелодии и ритмы с традициями нем. романтизма: 2 оперы на сюжеты из
венг. истории -"Прекрасная Илонка" (1860) н "Алмош" (1862), кантаты (1860,
1869, 1870), соч. для оркестра -"Траурная музыка на смерть Иштвана Сеченьи"
и "Гонведы" (оба 1860), "Праздничная увертюра" для оркестра, а также соч.
для фп.-"Венгерский детский мир" (1851) и Этюды (1861). M. одним из первых
ввёл вербункош (стиль вснг. инструментальной музыки) в оперную и
симф. музыку. Среди др. сочинений - мессы, хоры, камерно-инструментальные
ансамбли, песни на слова Ш. Петёфи п др. венг. поэтов, а также H. Ленау,
Г. Гейне. M. принадлежит переложение "Марсельезы" для хора п оркестра.
Лит.: S 7. a b о I с .s i В.,
A XIX. sxazad magyar romaniikus zeneje, Bdp.st, 1951; В 6 n i s F.,
Mosonyi
Mihaly, Bdpst, 1960.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я