МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ АКУСТИКА наука,
изучающая объективные физич. закономерности музыки в связи с её восприятием
и исполнением. Исследует такие явления, как высота звука, громкость
звука, тембр
и длительность муз. звуков, консонанс и диссонанс,
муз.
системы и строи (см. Строй музыкальный). Занимается изучением муз.
слуха (см. Слух музыкальный), исследованием музыкальных инструментов
и
человеческих голосов (см. Голос певческий). Выясняет, как физич.
и психофизиологич. закономерности музыки отражаются в специфич. законах
этого искусства и воздействуют на их эволюцию. BM. а. используются данные
и методы общей физич. акустики, изучающей процессы возникновения и распространения
звука. Она тесно связана с архит. акустикой, с психологией восприятия,
физиологией слуха и голоса. M. а. привлекается для объяснения ряда явлений
в области гармонии, муз. инструментов, инструментовки
и т.
д.


Как раздел муз. теории M. а. зародилась
ещё в учениях древних философов и музыкантов. Значит, этап в развитии M.
а. связан с именем выдающегося нем. учёного-физика и физиолога 19 в. Г.
Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного
слуха - т. н. резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие M. а.
внесли в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Штумпф и В. Кёлер (Германия), к-рые ввели
в неё учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных
сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера M. а. ещё более расширяется. Развивается
метод анализа муз. звуков, осн. на выделении из сложного звукового спектра
частичных тонов и измерении их относит, интенсивности, приобретший большое
значение в акустике певческого голоса и муз. инструментов. Разрабатываются
вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонич. записи и
воспроизведения звука. Важный этап в развитии совр. M. а. связан с исследованиями
сов. музыковеда и учёного-акустика H. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию
слухового восприятия, исходящую из зонной концепции муз. слуха (см. Зона).
Всеобщее
признание получила и работа сов. специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина
в области электромуз. инструментов, а также разработанная последним теория
звуковысотного восприятия, согласно к-рой воспринимаемая человеком высота
звука определяется не одной лишь частотой колебаний его осн. тона, но всем
его гармонич. спектром.


Лит.: Гельмгольц Г., Учение
о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер.
с нем., СПБ, 1875; P и м а н Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки,
пер. с нем., M., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики
в СССР, "Изв. АН СССР", Серия физическая, 1949, т. 13, Jsfe 6; Музыкальная
акустика, под ред. H. А. Гарбузова, M., 1954; Володин А., Роль гармонического
спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство
и наука, в. 1, M., 1970; Stumpf C., Tonpsychologie, Bd 1 - 2, Lpz., 1883-90;
К о h 1 е r W., Akustische Untersuchungen, "Zeitschrift fur Psychologie",
1910-13, Bd 54, 58, 64; Wood А., Acoustics, N. Y., [1966]; Backus J., The
acoustical foundations of music, N.Y., [1969]. CM. также лит. при ст. Гарбузов
H.
А.

E. В. Назайкинский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я