МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА
1) одно из
ранних названий оперы. Применялось со времени возникновения оперы в Италии
на рубеже 16-17 вв. [итал. dramma per(la) rausica, dramma in musica], использовалось
наряду с новым термином "опера" вплоть до 18 в. 2) Понятие, выдвинутое
во 2-й пол. 19 в. Связано с борьбой против оперных условностей; отразило
новую тенденцию привнесения в оперу принципов драматич. театра (более последовательное
подчинение музыки драматич. действию, преодоление замкнутости отд. эпизодов
ради усиления сквозного действия, замена арий свободно построенными вокальными
монологами, дуэтов - музыкально-диалогич. сценами). Теоретич. разработку
проблем M.д. наиболее полно осуществил P. Вагнер в лит. работах
1849-52. Он выдвинул осн. принцип: драма-цель, музыка-средство для её воплощения;
выступал против развлекательности, украшательства, за выражение драматич.
начала в музыке, за цельность оперы как произведения, объединяющего несколько
видов иск-ва. M. д. резко противопоставлялась им традиц. опере 1-й пол.
19 в., достижения к-рой он порой недооценивал. Начиная с "Лоэнгрина" (1848)
Вагнер в своём оперном творчестве стремился преобразовать старые оперные
формы на основе принципов M. д. Сам он, однако, протестовал против термина
"М. д.", предпочитая давать каждому своему оперному произведению индивидуальное
определение. Вагнеровская концепция M. д. оказала большое влияние на дальнейшее
развитие оперного иск-ва. В то же время крупнейшие композиторы др. нац.
школ во многом по-своему решали вопросы оперной драматургии. Она очень
различна в таких, напр., операх, как "Отелло" Верди, "Каменный гость" Даргомыжского,
"Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова. M. П. Мусоргский в своих операх
"Борис Годунов" и "Хованщина" создал совершенно особый тип "народной музыкальной
драмы". 3) Драматич. произведение, в к-ром существенная роль отводится
музыке (вокальной и инструментальной). Образцы такой M. д. даёт уже театр
древнего мира и средних веков ("Шакунтала" Калидасы в Индии, литургич.
драма в католич. странах Европы, муз. театр в Китае). В эпоху Возрождения
к ней приближаются исполнявшиеся в церквах и на площадях "священные представления".
В СССР термин "М. д." как обозначение пьесы с музыкой применяется в республиках
Cp. Азии и Казахстана. Первоначально это были обработки нар. поэтич. сказаний,
включавшие нар. песни и танцы ("Лейли и Меджнун" и др.), затем в такие
пьесы стали вводить эпизоды, написанные проф. композиторами, оркестр нар.
инструментов был заменён симфоническим, большее значение приобрела муз.
драматургия. В таких M. д. ("Кыз-Жибек" Брусиловского, Казахстан, 1934;
"Гюльсара" Глиэра и Садыкова, Узбекистан, 1937; "Алтын кыз" Власова и Фере,
Киргизия, 1937, и др.) сохраняются разговорные диалоги, замена к-рых речитативами
превращает произведение в оперу. 4) Термин "М. д." иногда применяется и
для обозначения произв. оперного жанра, в к-рых господствует драматич.
содержание, возникают острые драматич. коллизии ("Фиделио" Бетховена, "Риголетто"
Верди, "Кармен" Визе, "Иван Сусанин" Глинки, и др.).
Лит.: Вагнер Р., Художественное
произведение будущего, пер. с нем., "Русская музыкальная газета", 1897,
№ 1 - 3, 5 -12; его же, Опера и драма, пер. с нем., M., 1906; Друскин M.
С., Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952; Ярустовский Б. M.,
Драматургия русской оперной классики, M., 1952; Ф е рм а н В. Э., Оперный
театр. Статьи и исследования, M., 1961; Albright H. D., Musical drama as
a union of all the arts, в кн.: Studies in speech and drama. In honor of
A. M. Drummond, Ithaca- N. Y., 1944. Г. В. Крауклис.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я