МУХИНА
Вера Игнатьевна [19.6(1.7).
1889, Рига,-6.10.1953, Москва], советский скульптор, нар. худ. СССР (1943),
действит. чл. AX СССР (1947). Училась в Москве (1909-12) у К. Ф. Юона и
И. И. Машкова, а также в Париже (1912-14) у Э. А. Бурделя. С 1909
жила в Москве. Преподавала в Моск. высшем художеств.-пром. уч-ще (1926-27)
и Вхутеине (1926-30). Уже в ранних произв. M., отмеченных нек-рым влиянием
кубизма,
заметно
тяготение к монументальности и лаконизму форм ("Пьета", глина, 1916, не
сохранилась). После Октябрьской революции 1917 M. участвовала в осуществлении
ленинского плана монументальной пропаганды.
К ст. Мухина В. И. 1. "Женская фигура".
Бронза. 1928. 2. "Б. А. Юсупов". Бронза. 1947. 3. "Рабочий и колхозница".
Нержавеющая сталь. 1935-37. Группа установлена перед северным входом ВДНХ
в Москве. 4. "Пламя революции". Гипс. 1922-23. Центральный музей Революции
СССР. Москва. 5. "Партизанка". 1942 (воспроизведён бронзовый отлив 1951).
в. "Академик A. H. Крылов". Дерево. 1945. 7. "Хлеб". Бронза. 1939. 8. "С.
А. Замков". Мрамор. 1935. (1,2, 5-8- Третьяковская галерея, Москва.)
К ст. Мюнхен. 1. Церковь Санкт-Михаэль-кирхе.
1583-97. Архитектор Ф. Сустрис. На заднем плане - церковь Фрау-энкирхе
(1466-92, архитектор И. Гангхофер). 2. Церковь Театинеркирхе. 1663-1767.
Архитекторы А. Барелли, Э. Цуккаллн, Ф. Кювилье. 3. Старая ратуша. 1470.
Архитектор И. Гангхофер. 4. Административное здание предприятия электроламповой
промышленности <Осрам>. 1964-65. Архитекторы В. Хенн, Д. Штрёбель. 5.
Олимпийская деревня. 1968-72. Планировка и благоустройство по проекту архитектора
Г. Голлейна. в. Глиптотека. 1816-30. Архитектор Л. фон Кленце. 7. Дворец
Амалиенбург в Нимфенбургском парке. 1734-39. Архитектор Ф. Кювилье.
К ст. Набойка. 1. Русская набойка.
17 в. 2. Русская набойка. 17 в. Историко-художественный и архитектурный
музей-заповедник. Суздаль. S. Украинская набойка. 18-19 вв. 4. Индийская
набойка. 20 в. S. Русская набойка. 17-18 вв. 6. Русская набойка. Начало
19 в. 7,9. Армянская набойка. 14-нач. 16 вв. Матенадаран. Ереван, 8. Узбекская
набойка. 19 в. (1,5,6 - Исторический музей, Москва.)
К ст. Надгробие. 1. Стела Гегесо.
Ок. 410 до н. э. Национальный археологический
музей. Афины. 2. И. П. M а ртос. Надгробие E. С. Куракиной. 1792. Музей
городской скульптуры. Ленинград. S. Стела из Теренуфиса (Северный Египет).
Между 275 и 350. Археологический музей Келси. Анн-Арбор. 4. Надгробная
плита Рудольфа Швабского (ум. 1080). Бронза. Собор. Мерзебург. 5. Надгробный
крест (Пиренеи). 1646. Музей человека. Париж. 1. Надгробие Л. Вибия и его
семьи. Конец 1 в. до н. э. Музей Кьярамонти. Ватикан. 7. Г. И о к у б о
н и с. Надгробие родителей на кладбище в Паневежисе ("Сои"). 1961. 8. В.
И. M у х и н а. Надгробие M. А. Пешкова на Новодевичьем кладбище в Москве.
1935. 9. Надгробия в селении Куядинские Хутора (Дагестанская АССР). Конец
19 - нач. 20 вв. 10. Надгробие на кладбище Донского монастыря в Москве.
18 в. (1-3, 5-10 - камень.) (проект пам. H. И. Новикову, глина, 1918, не
сохранился). В 20-е гг. M. создала проекты памятников - романтически приподнятые
образы-олицетворения, проникнутые бурным движением (пам. В. M. Загорскому,
1921, "Пламя революции", 1922-23, оба- гипс, Музей Революции СССР, Москва),
а также станковые фигуры, крепко сбитые, утяжелённые объёмы к-рых выражают
мощь внутр. жизни натуры ("Ветер", 1926-27, "Крестьянка", 1927, илл. см.
т. 4, табл. III, стр. 48-49, обе - бронза, Третьяковская гал.). В 30-е
гг. M. переходит к более детализованной лепке, сочетая чёткое выявление
закономерностей конструкции с жизненной конкретностью образа. Обращаясь
к портрету, M. иногда заостряет наиболее характерные черты лица модели
("С. А. Котляревский", бронза, 1929, там же), но чаще типизирует их, создавая
обобщённый образ современника ("С. А. Замков", мрамор, 1935, там же), однако
неизменно сохраняет живую непосредственность отношения к портретируемому.
С 30-х гг. M. всё чаще занимается проблемами синтеза иск-в. Гл. результат
этих поисков -24-метровая группа "Рабочий и колхозница", увенчавшая сов.
павильон на Всемирной выставке 1937 в Париже (ныне установлена перед сев.
входом ВДНХ СССР в Москве; нержавеющая сталь, 1935-37; Гос. пр. СССР, 1941;
илл. см. т. 2, табл. XXX, стр. 256-257). Диагональная композиция группы
отражает нарастающий кверху ритм здания-постамента (арх. Б. M. Иофан);
пространственно дифференцированные формы монумента объединяются мотивом
стремительно убыстряющегося движения, в результате чего возникает особая
декоративная звучность и зрит, лёгкость силуэта. Фигуры юноши и девушки,
несущих серп и молот, стали не только этапным произв. социалистич. реализма,
но и всемирно известным символом нового общества, движущегося к коммунизму.
Среди лучших работ M. последующих лет - памятник M. Горькому, проникнутый
революционно-ро-мантич. духом раннего творчества писателя (арх. В. В. Лебедев,
П. П. Штеллер, бронза, гранит, 1938-39, установлен в 1952 в г. Горьком;
илл. см. т. 7, табл. VI, стр. 128-129), а также декоративная группа "Хлеб",
гармонически-плавные, "певучие" ритмы к-рой рождают представление о физич.
и духовной красоте людей труда (бронза, 1939, Третьяковская гал.). В Великую
Отечеств, войну 1941- 1945 M. работает преим. в области портрета (неизменно
связывая индивидуальные особенности человеч. личности с судьбой народа,
позволяя ощутить героич. пафос эпохи): с суровой правдивостью передаёт
облик сов. воинов ("Б. А. Юсупов" и "И. Л. Хижняк", оба - гипс, 1942, и
бронза, 1947, Третьяковская гал.; Гос. пр. СССР, 1943), создаёт образы
деят. науки и культуры ("Хирург H. H. Бурденко", гипс, 1943, и бронза,
1947, Третьяковская гал.; "Академик A. H. Крылов", дерево, 1945, Третьяковская
гал.; Гос. пр. СССР, 1946), а также обобщённо-символический образ сов.
девушки, выражающий ненависть к врагу и несокрушимую уверенность в победе
над ним ("Партизанка", гипс, 1942, Респ. объединённый историко-краеведческий
и изобразит, иск-в музей им. Бехзада, Душанбе; бронза, 1951, Третьяковская
гал.). В послевоен. период M. вновь обращается к монумент, скульптуре,
практически воплощая исполненный И. Д. Шад-ром проект пам. Горькому для
Москвы (совм. с H. Г. Зеленской и 3. Г. Ивановой, арх. 3. M. Розенфельд;
бронза, гранит, 1951; Гос. пр. СССР, 1952; илл. см. т. 7, табл. V, стр.
128-129), работая над многофигурной композицией "Требуем мира!"(совм. с
H. Г. Зеленской, 3. Г. Ивановой, С. В. Казаковым, A. M. Сергеевым; гипс,
1950, Русский музей, Ленинград; Гос. пр. СССР, 1951) и памятником П. И.
Чайковскому в Москве (совм. с H. Г. Зеленской и 3. Г. Ивановой, арх. А.
А. Заварзин; бронза, гранит, с 1945; открыт в 1954). Стремясь обогатить
художеств, язык сов. иск-ва, M. неоднократно выступала как теоретик скульптуры,
часто обращалась к новым материалам, разрабатывала технику полихром-ной
пластики. Будучи мастером широкого профиля, M. оформляла выставки, создавала
пром. графику, проекты одежды и рисунки для тканей, изделия из фарфора
(статуэтка "С. Г. Корень в роли Меркуцио", 1949, и др.), театрально-де-корац.
работы (эскизы костюмов к " Электре" Софокла, 1944, в Театре им. E. Вахтангова,
Москва, и др.), была одним из инициаторов движения за улучшение произ-ва
сов. художеств, стекла, работая в этой области в 1938-53 ("Женский торс",
1929-52). Самостоятельное художественное значение имеют рисунки M., с изысканным
лаконизмом передающие особенности пластич. строения натуры. Награждена
2 орденами, а также медалями. Имя M. присвоено Ленингр. высшему художеств.-пром.
уч-щу (1953).
Соч.: Художественное и литературно-критическое
наследие, т. 1 - 3, M., I960.
Лит.: Тернопец Б., Вера Мухина,
М,- Л., 1937; А б о л и н а Р., В. И. Мухина, M., 1954; Климов Р., Творческие
искания. К вопросу об эволюции художественного мировоззрения В. И. Мухиной,
"Искусство", 1959, № 12, с. 12-22; С у з-д а л е в П. К., Вера Мухина,
M., [1971]. И. M. Соколова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я