МЭМФОРД
(Mumford) Льюис (р. 19.10.
1895, Флашинг, Нью-Йорк), американский философ. Проф. Станфордского (1942-44),
Пенсильванского (1951-59) ун-тов и Массачусетсского технологич. ин-та (1957-60).
Теоретич. и политич. взгляды M. претерпели значит, эволюцию - от либерально-реформистских
иллюзий 20-30-х гг., когда M. активно поддерживал "новый курс" президента
Ф. Рузвельта, к социально-пессимистич., консервативным убеждениям. Многочисл.
работы M. посвящены социальным проблемам техники, истории городов и процессам
урбанизации, утопич. традиции в обществ, мысли. Кн. "Брёвна и камни" (1924),
"Городская культура" (1938), "Развитие городов" (1945), "Город в истории"
(1961) и др. по теории градостроительства и архитектуры оказали большое
влияние на урбанистику в США. В работах "Техника и цивилизация" (1934),
"Искусство и техника" (1952) и особенно в "Мифе о машине" (1967-70) M.
выступает как один из крайних представителей технологич. детерминизма.
Осн. причину всех социальных зол и потрясений совр. эпохи M. видит в возрастающем
разрыве между уровнями технологии и нравственности, к-рый, по его мнению,
уже в недалёком будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной
Мегамашины, т. е. предельно рационализированной, технократич. организации
общества. Научно-технич. прогресс со времён Ф. Бэкона и Г. Галилея M. наз.
"интеллектуальным империализмом", жертвой к-рого пали гуманизм и социальная
справедливость. Наука трактуется M. как суррогат религии, а учёные - как
сословие новых жрецов. Поэтому M. призывает остановить науч.-технич. прогресс
и возродить ценности средневековья, к-рое он ныне изображает "золотым веком"
человечества. Такая ретроградная позиция привела M. и к переоценке роли
утопий. Если в "Истории утопий" (1922)он усматривала них программу преобразования
общества на справедливых началах, то в послевоенные годы M. считает утопию"реализуемым
кошмаром".
Политич. взгляды M. крайне противоречивы
и непоследовательны. Выступления против "холодной войны", в поддержку сосуществования
двух систем, отстаивание бурж.-демократич. традиций от посягательств маккартизма
и ультрареакционных кругов США, резкая критика с позиций либерализма засилья
монополий, бюрократизации общества, подавления личности сочетаются у M.
с откровенным антикоммунизмом.
Соч.: The culture of cities, L., 1946;
In the name of sanity, N. Y., 1954; The transformations of man, N. Y.,
1956; The city in history, N. Y., 1961; The story of Utopias, N. Y., 1962;
Technics and civilization, N. Y., 1963; The myth of the machine, v. 1 -
2, N. Y., 1967 - 70; в рус. пер.- От бревенчатого дома до небоскреба, M.,
1936.
Лит.: О с и п о в Г. В., Техника
и общественный прогресс, M., 1959; Исторический материализм и социальная
философия современной буржуазии, M., 1960.
Э. А. Араб-оглы.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я