МЭН-ЦЗЫ
Мэн Кэ (ок. 372-289 до
н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей
Конфуция.
Род.
в области Цзоу царства Лу (на территории совр. провинции Шаньдун). Учился
у учеников Конфуция. Стремясь ослабить борьбу между широкими слоями общества
и наследственной аристократией, M.-п., как идеолог, отражавший её интересы,
создал теорию т.н. гуманного управления народом, призывал к восстановлению
системы "цзин тянь" (системы т. н. колодезных - равновеликих полей; в основе
её лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян), критиковал
основные положения школы легистов (Фацзя). Развивая положение Конфуция
о превосходстве "благородных мужей" (цзюнь цзы) над "простолюдинами" (сяожень),
M.-ц. сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых,
ставший с этого времени важнейшим принципом конфуцианской теории. M.-ц.
излагал свои взгляды в беседах с правителями царств и учениками. M.-ц.
посетил царства Ци, Тэн, Сун, Лян и др. В Ци он занимал нек-рое время должность
советника. Умер в царстве Лу. Высказывания и беседы M.-ц. были записаны
его учениками Гунсунь Чоу, Вань Чжанем и др. Осн. текст одноимённого памятника
"Мэн-цзы" датируется не позднее 3 в. до н. э.
И с т о ч н.: Мэн-цзы, в кн.: Чжуцзы цзичэн
(Собрание произведений древних мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Попов П.
С., Китайский философ Мэн-цзы, пер. с китайского, СПБ, 1904; "Мэн-цзы",
в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, M., 1972 (перевод Л. И. Думана);
L е g g e J., The works of Mencius, в кн.: The Chinese classics, v. 2,
Oxf'., 1895; W i 1 h e 1 m R., Mong Dsi (Mong Ko), Jena, 1916; The book
of Mencius, L., 1942.
Лит.: Буров В. Г. и T и т а р е
нKO M. Л., Философия древнего Китая, в кн.: Древнекитайская философия,
т. 1, M., 1972; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской
мысли в Китае, M., 1966; Л. С. Переломов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я