НАГАРДЖУНА
(ок. 2 в.), индийский
мыслитель, влиянием к-рого отмечено 2-е пятисотлетие религ. и филос. истории
буддизма.
В
трактате "Муламадхьямика-карика" ["Изложение (учения) об исконной срединности"]
H. на примере анализа филос. учений своего времени дал образцы диалектич.
метода, к-рый имел тео-ретико-познават. направленность. Принципиально отказываясь
фиксировать собственную филос. позицию, H. предложил приёмы негативной
критики любых концепций- т. н. шуньяваду, или "учение о пустоте (всех точек
зрения)", следуя к-рому может быть доказана противоречивость категорий
и понятий любой филос. системы. Согласно H., каждое утверждение о природе
действительности и о существовании объектов опыта или его субъекта является
недоказуемым. Основанная H. школа мадхъямики явилась наиболее ранним
в истории философии случаем выделения методологии как спец. предмета, поскольку
в поле её рассмотрения находилась не сама действительность, а разные теории
действительности. Диалектич. методология H. дала мощный толчок филос. и
науч. мысли в Индии. В частности, под её влиянием в математике было впервые
определено понятие нуля как разницы точек зрения с абс. точки зрения. Методологич.
установка H. получила дальнейшее развитие в т. н. "Праджняпарамитских сутрах"
(учение о пустоте как месте, абсолютно свободном от сознания), а заложенные
H. основы релятивистской этики позднее были обстоятельно разработаны в
тантризме и дзен-буддизме. Наконец, диалектич. метод H. был извлечён из
специфически буддийского контекста и положен в основу систематич. философии
адвайта-ве-данты, созданной Шанкарой.
С о ч Mulamadhyamakakarikas (Madhya-mikasutras),
St -Petersbourg, 1903-13 (Bib-liotheca Buddhica, v. 4); в рус. пер.- ГЦ
е р-батской Ф. И., Буддийский философ о единобожии, СПБ, 1904.
Лит · W а 1 1 е ч е г M., The
life of Na-garjuna, "Asia Major", L., [1923].
<НАГАРКОИЛ, город на крайнем
Ю. Индии, в шт. Тамилнад. 141,2 тыс. жит. (1971). Рисоочистит. предприятия,
переработка кокосовых орехов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я