НАДГРОБИЕ
произведение скульптуры
или малая архит. форма; предназначено для увековечения памяти умершего,
устанавливается на его могиле (в отличие от гробницы, вмещающей
в себя тело умершего, и ложного H.- кенотафа). В неолитич. культурах
H. являлись деревянные столбы, менгиры, в Др. Греции - статуи, стелы
с
изображением умершего. В раннесредневековой Европе на смену плоскорельефным
стелам эпохи Великого переселения народов с распространением христианства
приходят кресты. Осн. типом H. в Зап. Европе с 11 в. становится тумба (пустая
кам. или бронз, коробка, прикрытая плитой со статуарным, рельефным или
гравированным портретом умершего; устанавливалась над захоронением, обычно
помещаемым в интерьере церкви). На ср.-век. Кавказе были распространены
кам. плиты с орнаментальной резьбой. Кит. H. (вертикальные плиты, на к-рых
высекались не портреты, а лишь имена) постепенно превратились в свободно
стоящие мемориальные стены. В эпоху Возрождения H., как правило, вытесняются
гробницами. В H. 17- 18 вв. портреты всё чаще сочетаются с символами бренности
земного бытия и аллегорич. фигурами; всё большую композиционную и смысловую
роль играют надписи. С кон. 18 - нач. 19 вв. H. устанавливаются б. ч. не
в церквах, а на кладбищах (превращающихся в своеобразные музеи H.). В H.
2-й пол. 19-20 вв. религ.-дидактич. начало постепенно ослабевает и единств,
украшением могилы всё чаще становится портрет умершего или лаконичная эмблема,
играющая чисто мемориальную роль. Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр.
144-145).
Лит.: Нетунах н на Г. Д., Удимо-в
a H. И., Музей городской скульптуры. Краткий путеводитель. Л., 1972; s
'Jacob N., Idealism and realism. A study of sepulchral symbolism, Amst.,
1954; Panofsky E., Tomb plastik, L., 1955. В. Д. Синюков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я