НАДДУВ

НАДДУВ увеличение количества
свежего заряда горючей смеси, подаваемой в двигатель внутреннего сгорания,
за
счёт повышения давления при впуске. H. обычно применяется с целью повышения
мощности (на 20-45% ) без увеличения массы и габаритов двигателя, а также
для компенсации падения мощности в условиях высокогорья. H. с •"качественным
регулированием" может применяться для "облагораживания" процесса, т. е.
снижения токсичности и дымности отработавших газов. Агрегатный H. осуществляется
с помощью компрессора, турбокомпрессора или комбинированно (рис. 1). Наибольшее
распространение получил H. с помощью турбокомпрессора, для привода которого
используется энергия отработавших газов.


Рис. 1. Система агрегатного наддува
двигателей: - с приводным компрессором;
б
-
с турбокомпрессором; в - комбинированная; / - компрессор; 2 - зубчатая
передача; 3 - коленчатый вал; 4 - газовая турбина.


Агрегатный H. применяется почти на
всех видах трансп. дизелей (судовых, тепловозных, тракторных); H.
на карбюраторных двигателях ограничивается возникновением детонации. К
осн. недостаткам агрегатного H. относятся: повышение ме-ханич. и тепловой
напряжённости двигателя вследствие увеличения давления и темп-ры газов,
снижение экономичности и усложнение конструкции. К б е з а г-регатному
H. относятся: динамический (ранее наз. инерционным, резонансным, акустическим),
при к-ром эффект достигается за счёт колебат. явлений в трубопроводах;
скоростной, применяемый на поршневых авиац. двигателях на высотах больше
расчётной и при скоростях более 500
км/ч (рис. 2); рефрижера-ционный,
достигаемый испарением в поступающем воздухе топлива или к.-л. др. горючей
жидкости с низкой темп-рой кипения и большой теплотой парообразования.
Всё большее распространение на трансп. двигателях внутр. сгорания получает
динамич. H., к-рый при несущественных изменениях в конструкции трубопроводов
приводит к повышению коэфф. наполнения до
= 0,92-0,96 в широком диапазоне изменения частоты вращения двигателя. Увеличениепри H. позволяет форсировать дизель по энергетич. показателям в случае
одно-врем. увеличения цикловой подачи топлива или улучшить экономич. показатели
при сохранении мощностных (при той же цикловой подаче топлива). Динамич.
H. повышает долговечность деталей цилиндро-поршневой группы благодаря более
низким тепловым режимам при работе на бедных смесях.



Рис. 2. Схема воздухозаборного патрубка
при скоростном наддуве: 1 - патрубок; 2 - обтекатель.

M. А. Литинский, Г. И. Микерин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я