НАЗАРЕЙЦЫ
(нем. Nazarener, по
легендарному месту рождения Христа - Назарету), ироническое название группировки
нем. и австр. художников "Союз святого Луки" (Lukasbund), осн. в 1809 в
Вене. С 1810 H. (Ф. Овербек, Ф. Пфорр, П. Корнелиус, В. Шадов, Ю. Шнорр
фон Карольсфельд, Ф. Фейт, И. А. Кох и др.) работали в Риме, заняв пустовавший
монастырь Сан-Исидоро и живя по образцу ср.-век. религ. общин. Выступая
против интернационального позднего классицизма, H. стремились возродить
религ. монументальное иск-во в духе мастеров средневековья и Раннего Возрождения
и таким образом отражали в своём творчестве религ.-патриарх, иллюзии, свойственные
консервативной линии нем. романтизма. Избрав объектом подражания
в основном произв. А. Дюрера, Перуджино и раннего Рафаэля, они всё дальше
отходили от натуры, теряли связи с совр. жизнью и довольно быстро .впали
в сухое и холодно-отвлечённое стилизаторство, по существу смыкавшееся с
академич. традициями.
Назарейцы. Ф. Овербек. "Братья продают
Иосифа в рабство". Фреска из дома Бартольди в Риме. 1816-17. Национальная
галерея. Берлин.
Помимо отд. картин, H. выполнили коллективные
циклы фресок на библейские темы в доме Бартольди (1816-17; ныне в Нац.
гал., Берлин) и на сюжеты из "Освобождённого Иерусалима" Тассо в Казино
Мас-симо (1819-30) в Риме. Более значительны достижения H. в области портрета
и пейзажа, где они в большей мере обращались к непосредств. наблюдению
натуры. В 1820-30-х гг. большинство H. вернулось на родину, заняв академич.
и придворные должности.
Лит.· Groschel G, Die Nazarener
und ihre Beziehungen zur altdeutschen Malerei, [Munch.], 1937; V e r b
е с k-Cardauns H., Die Lukasbruder, Kempen, 1947.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я