НАКАЗ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

НАКАЗ ИЗБИРАТЕЛЕЙ в СССР пред
ложения граждан по вопросам работы Советов депутатов трудящихся или отдельных
депутатов, одобренные на соб раниях избирателей большинством голо сов Анализируя
опыт Парижской Ком муны 1871, К Маркс писал, что она да ла новый тип политич
организации общества, в к ром "делегаты должны были строго придерживаться
mandat impe-ratif (точной инструкции) своих изби рателей и могли быть сменены
во вся кое время" (M арке К и Энгельс Ф , Соч , 2 изд , т 17, с 343).


Практика принятия H. и. утвердилась
с первых дней существования Сов. власти (напр., Декрет о земле 1917 опирал
ся на 242 крестьянских наказа). Право внесения H. и. принадлежит собраниям
избирателей, наделенным полномочием выдвигать кандидатов в депутаты. Согласно
закону о Статусе депутатов Советов депутатов трудящихся от 20 сент 1972,
соответствующий Совет рассматривает H. и., утверждает план мероприятий
по их выполнению, осуществляет контроль за их реализацией. Отдельные предложения
собраний избирателей могут быть отклонены Советом по экономич причинам
или по мотивам нецелесообразности. В этом случае Совет обращается к соответствующему
собранию избирателей с сообщением о мотивах отклонения того или иного предложения
и получает на это санкцию избирателей H и , принятые Советом к исполнению,
имеют обязатечьное значение Совет и отд депутаты, отчитываясь перед избирате
лями о своей деятельности, должны отчи тываться и о своей работе по выполнению
наказов.


В конституциях бурж гос в не предусматривается
институт H и и отчетности депутатов перед избирателями. Бурж. правовая
наука обосновывает эту антидемократич практику тем, что депу тэт является
"представителем всей нации" и поэтому должен быть независим от своих избирателей.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я