НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система
образовательно-воспитательных учреждений и мероприятий, обеспечивающих
образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями
общества и гос-ва. В ряде стран наряду с государственными существуют частные
и религиозные учебно-воспитат. учреждения. H. о. охватывает учреждения
дошкольного воспитания, общеобразоват. школы всех типов, проф.-технич.,
средние спец. и высшие уч. заведения, различные формы проф. обучения и
повышения квалификации работников, внешкольные учреждения.
О H. о. как о системе широкого образования
народа в интересах гос-ва можно говорить только начиная с конца 18 - нач.
19 вв. До этого за всю многовековую историю человечества обучение и воспитание
в школах были привилегией родовой, ра-бовладельч. и феод, знати. Небольшое
число детей ремесленников и торговцев получало элементарное образование
в цеховых, гильдейских и городских школах. Осн. массы трудящихся были лишены
права на образование.
С развитием капиталистич. отношений
заинтересованность буржуазии в усовершенствовании производства и обучении
рабочих, а также участие нар. масс в бурж. революциях привели к тому, что
в странах, вступавших на путь капиталистич. развития, как правило, издавались
законы, определявшие обязанности гос-ва по организации образования всех
граждан без исключения. Однако эти законы отражали лишь переход от сословной
школы к школе классовой. Сословная школа требовала принадлежности уч-ся
к известному сословию, классовая (буржуазная) - средств для платы за обучение.
В ряде стран бурж. школа длительное время продолжала существовать параллельно
с сословной, с привилегированными аристократич. уч. заведениями. Рост производит,
сил в капиталистич. обществе обусловил развитие общего и низшего проф.
образования значит, части трудящихся. В 19 в. в большинстве капиталистич.
стран были изданы законы о всеобщем обязательном начальном обучении. Хотя
потребности развивающихся пром-сти,транспорта,связи и др.отраслей х-ва
а обученных работниках имели объективный характер, в бурж. гос-вах фактически
были созданы две системы H. о.; одна для имущих классов, другая для трудящихся.
Совр. идеологи капитализма пытаются выдавать нек-рые изменения в системах
H. о. капиталистич. стран (отмена платы за обучение в общеобразоват. школе,
повышение уровня всеобщего обязательного обучения детей до 14-15-летнего
возраста, увеличение числа стипендиатов в вузах и др.) за преодоление классового
характера буржуазной школы. Они утверждают, что в современных капиталистических
государствах якобы не только юридически, но и фактически осуществляется
общедоступность образования, имеются равные возможности получения его для
имущих и неимущих, а все различия в образовании объясняются только разницей
в способностях и задатках детей. Однако в классовом обществе даже бесплатная
школа не перестаёт быть классовой, ибо расходы семьи на содержание детей
в школе доступны далеко не всем. Платность обучения в вузах и высокие расходы
на содержание студентов резко снижают социальную значимость повышения уровня
обязательного бесплатного обучения в ср. школе. (Назначение наиболее способным
учащимся из семей трудящихся стипендий из различных фондов не обеспечивает
права на образование всей молодёжи.) Классовый характер имеет и используемая
в отд. капиталистич. странах практика распределения уч-ся по школам и классам
в зависимости от способностей. В результате применения спец. системы тестов
в число более одарённых попадают гл. обр. дети состоятельных родителей,
лучше подготовленные к обучению, и только они имеют возможность поступать
в школы с повышенным уровнем образования, к-рые открывают доступ в ун-ты
и др. вузы. Большинство выпускников начальной школы поступают в такие школы,
к-рые, как правило, не дают права продолжать образование в вузе. В условиях
бурж. общества пролетарское революц. движение вынуждало правящие классы
менять политику в области H. о. и поддерживало меры по развитию просвещения
трудящихся. Но фактически подлинно нар. система образования на всех его
ступенях возможна только в условиях социалистич. и коммунистич. общества.
В СССР и др. социалистич. странах обеспечиваются
широкое развитие и общедоступность всех видов и форм образования, последовательное
осуществление принципов единой школы, бесплатность образования на всех
его ступенях, обучение на родном языке, отделение школы от церкви, гос.
стипендии учащимся про-фессионально-технич. училищ, высших и средних спец.
уч. заведений; система просвещения предусматривает высокий уровень образования
всего населения, независимо от расовой и национальной принадлежности, имущественного
и социального положения, пола, вероисповедания.
Основой системы H. о. во всех странах
является начальное (элементарное) образование. Продолжительность начального
обучения в различных странах, как правило, от 3 до 6 лет. В нек-рых странах
нет преемственности между элементарным и ср. образованием; в систему H.
о. вводится спец. звено - промежуточные школы (иногда их называют дополнительными),
к-рые готовят к поступлению в ср. школу.
Среднее образование осуществляется
в школах обычно с 6-летним сроком обучения (грамматич. школы в Великобритании,
гимназии в ФРГ, лицеи во Франции и Италии, классы с академич. профилем
в США и др.); в СССР (где решаются задачи всеобщего ср. образования) -
во всех типах средней общеобразоват. школы, проф.-технич. уч-щах, дающих
наряду с ' рабочей профессией общее среднее образование, и в средних спец.
уч. заведениях.
Высшее образование дают ун-ты, ин-ты,
высшие школы и уч-ща, нек-рые колледжи и др. со сроком обучения обычно
от 4 до 6 лет.
Во MH. капиталистич. странах часть
школ принадлежит церкви, благотворительным орг-циям и частным лицам. В
СССР и др. социалистич. странах уч. заведения преимущественно являются
государственными (нек-рые находятся в ведении профсоюзов, кооперативных
и др. организаций).
Существует несколько исторически сложившихся
систем управления H. о.- централизованная, децентрализованная и смешанная.
При первой - делом образования ведают спец. министерство и органы на местах,
гос-во финансирует школу, издаёт обязательные уч. программы, учебники,
утверждает единые требования для получения документов об образовании, руководит
подготовкой преподавателей и т. д. Такая система принята во Франции, Италии,
Бельгии, странах Лат. Америки.
При децентрализованной системе руководство
образованием находится в компетенции местных адм. органов, а состояние
школ в значит, мере зависит от самодеятельности населения. Гос-во ограничивает
свои функции учётом, а в отдельных случаях частичным финансированием нужд
просвещения. Такая система сложилась в Великобритании (в частности, в Шотландии),
Норвегии, Швеции. Система H. о. в США долгие годы была децентрализованной,
с 60-х гг. 20 в. происходит процесс централизации.
Для смешанной системы управления образованием
(существует в Индии, Пакистане и др.) характерно разделение функций между
центральными и местными органами власти. Обычно центральные органы ведают
общим планированием и контролем, а также финансированием ряда звеньев H.
о.
В СССР и др. социалистич. странах управление
H. о. осуществляется правительствами на основе демократич. централизма,
означающего сочетание центрального руководства с широкой самодеятельностью
местных органов и общественности .
Принципы построения, основные задачи
и пути совершенствования всех звеньев системы нар. образования определены
в "Основах законодательства Союза CCP и союзных республик о народном образовании
(19 июля 1973)".
"Целью народного образования в СССР
является подготовка высокообразованных, всесторонне развитых активных строителей
коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в
духе уважения к советским законам и социалистическому правопорядку, коммунистического
отношения к труду, физически здоровых, способных успешно трудиться в различных
областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно
участвовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно
защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и
духовные богатства, беречь и охранять природу. Народное образование в СССР
призвано обеспечивать развитие и удовлетворение духовных и интеллектуальных
потребностей советского человека" (указ, книга, с. 6). Система нар. образования
в СССР включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное
воспитание, проф.-технич. образование, среднее специальное образование,
высшее образование. Научно-технический прогресс с его постоянно возрастающей
научной информацией обусловливает необходимость регулярного пополнения
трудящимися общеобразоват., общетехнич. и спец. знаний. Поэтому в системах
нар. образования СССР и др. социалистич. стран получили широкое развитие
вечернее
образование, заочное образование, различные формы повышения квалификации
и самообразования трудящихся. В СССР различными видами обучения в 1973
было охвачено ок. 81 млн. чел.; существовало 181 тыс. общеобразоват. школ,
в т. ч. 165 тыс. дневных, 5,7 тыс. проф.-технич. уч. заведений, 4,3 тыс.
средних спец. уч. заведений, 825 вузов, в т. ч. 61 ун-т. В общеобразоват.школах
всех видов обучалось 49,3 млн. уч-ся. 8-летнюю школу окончили 4,8 млн.
и среднюю общеобразовательную - 2,9 млн. чел.; при этом в вечерних (сменных)
и заочных ср. школах, в проф.-технич. уч-щах получили среднее образование
св. 660 тыс. чел. В проф.-технич. уч-щах обучалось ок. 2,8 млн. уч-ся,
в средних спец. уч. заведениях- 4,4 млн., в вузах - 4,6 млн. студентов.
В проф.-технич. уч-ща принято св. 2 млн. чел., в т. ч. 229 тыс. в уч-ща,
дающие наряду с профессией ср. образование, в ср. спец. уч. заведения -
1 млн. 347 тыс. чел., в т. ч. ок. 850 тыс. на дневные отделения, в вузы
- 930 тыс. чел., в т. ч. 532 тыс. на дневные отделения. Училищами проф.-технич.
образования подготовлено св. 1,8 млн. квалифицированных рабочих. В нар.
X-BO направлено 1,8 млн. специалистов, из них ок. 700 тыс. с высшим и 1,1
млн. со средним спец. образованием. К концу 1972 высшее и среднее (полное
и неполное) образование имело 72% населения, занятого в народном х-ве.
Путём индивидуального, бригадного и курсового обучения на предприятиях,
в учреждениях и организациях, а также в колхозах получили новые профессии
и повысили свою квалификацию ок. 20 млн. чел.
О H. о. см. также в отдельном томе
"Союз Советских Социалистических Республик", соответствующие разделы в
статьях о др. странах, союзных и авт. республиках, краях, областях и крупнейших
городах СССР; статьи Всеобщее обучение, Грамотность, Начальная школа,
Восьмилетняя школа, Средняя общеобразовательная школа, Профессионально-техническое
образование, Среднее специальное образование, Высшее образование, в
статьях об отраслях образования, напр. Горное образование.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
О воспитании и образовании, M., 1957; Л е-H и н В. И., О народном образовании.
Статьи и речи, M., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд.,
[M., 1973]; Директивы ВКП(б) и постановления Советского
правительства о народном образовании.
Сб.
документов за 1917 -1947 гг. в. 1 - 2, М-Л., 1947; Луначарскии А. В.,
Ленин и народное образование. Сб. статей и выступлений, [M., I960]; В.
И Ленин и проблемы народного образования. Под ред. H. К Гончарова и Ф.
Ф. Королева, M., 1961; Народное образование в СССР, M., 1967.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я