НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО художественное,
народнее ис кусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового
народа, создаваемые народом и бытующие в нар массах поэзия, музыка, театр,
танец, архитектура, изобразитель ное и декоративно прикладное иск во В
коллективном художеств творчеств народ отражает свою трудовую деятель
ность, обществ и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования
В H т , сложившемся в ходе обществ трудовой практики, воплощены воззрения,
идеалы и стремления народа, его поэтич фантазия, богатейший мир мыс лей
чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости
и счастье Впитавшее в себя многовековой опыт нар масс, H т отли чается
глубиной художеств освоения действительности, правдивостью образов, силой
творческого обобщения.


Богатейшие образы, темы, мотивы, формы
H т возникают в сложном диа-лектич единстве индивидуального (хотя, как
правило, анонимного) творчества и коллективного художеств сознания Нар
коллектив веками отбирает, совершен ствует и обогащает найденные отд мастерами
решения Преемственность, устой чивость художеств традиций (в рамках к рых,
в свою очередь, проявляется лич ное творчество) сочетаются с вариатив ностью,
многообразным претворением этих традиций в отд. произведениях.


Коллективность H т , составляющая его
постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса
формирования произведений или их типов Этот процесс, включающий импровизацию,
ее закрепление традицией, последующее совершенствование, обога щение и
подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяженным во времени
Характерно для всех видов H т , что создатели произведения явля ются одновременно
его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов,
обогащающих традицию, важен также тесней ший контакт исполнителей с воспринимающими
иск во людьми, к-рые сами могут выступать как участники творче ского процесса
К оси чертам H т при надлежит и долго сохраняющаяся нерас члененность,
высокохудожеств единство его видов в нар обрядовых действах сливались поэзия,
музыка, танец, театр, декоративное иск во, в нар жилище архитектура, резьба,
роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое, нар поэзия тесно
связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью, и характером исполнения
большинства про изведений, тогда как муз жанры обычно связаны с поэзией,
трудовыми движения ми, танцами Произведения и навыки H т непосредственно
передаются из поколения в поколение


H т явилось ист основой всей мировой
художеств культуры Его изначаль ные принципы, наиболее традиционные формы,
виды и отчасти образы зародились в глубокой древности в условиях до классового
общества, когда все иск во было творением и достоянием народа (см Первобытное
искусство) С
соци альным развитием человечества, форми рованием классового
общества, разделением труда постепенно выделяется про фессионализированное
"высокое", "уче ное" иск во H т также образует особый пласт мировой художеств
культуры В нем выделяются различные по социаль ному содержанию слои, связанные
с клас совой дифференциацией общества, но к началу капиталистич периода
H т повсеместно определяется как коллективное традиционное иск во трудящихся
масс деревни, а затем и города Органич связь с коренными принципами мировоз
зрения народа, поэтич цельность отношения к миру, непрестанная шлифов ка
обусловливают высокий художеств уровень нар иск ва К тому же H т выработало
особые формы специализации, преемственности мастерства и обучения ему.


H т различных, зачастую далеко от стоящих
друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, воз никших
в сходных условиях или унасле дованных из общего источника Вместе с тем
H т веками вбирало в себя особенности нац жизни, культуры каждого народа
Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем нац культуры,
выразителем нар само сознания Это определило силу и плодотворность воздействия
H т на все мировое иск во, о чем свидетельствуют произведения Ф Рабле и
У Шекспира, А С Пушкина и H А Некрасова, П Брейгеля и Ф Гойи, M И Глинки
и M П Мусоргского В свою очередь H т многое восприняло от "высокой" иск-ва,
что нашло многообразное выражение - от классич фронтонов на крест. избах
до
нар песен на слова великих поэтов H т сохранило ценные свидетельства революц
настроений народа, его борьбы за свое счастье В условиях капитализма, попав
в сферу бурж общественно-экономич отношений, H т развивается крайне неравномерно
MH его ветви дегрчдируют, полностью исчезают или находятся под угрозой
вытеснения, другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспособляясь
к требованиям рынка В 19 в рост нац самосознания, демокра-тич и нац -освободит
движения, развитие романтизма пробуждают интерес к H т В кон 19-20 BB усиливается
влияние фольклора на мировую культу ру, восстанавливаются нек рые утраченные
отрасли H т , организуются музеи и об ва его охраны Вместе с тем гос и
частное меценатство зачастую подчиняет H т коммерч целям, интересам "инду
стрии туризма", для чего культивирует в нем наиболее архаич черты и религ.-патриархальные
пережитки.


В социалистич обществе созданы условия
для сохранения и развития H т , наследуя и утверждая нац нар традиции,
оно проникается идеями социализма, пафосом отражения новой, преображенной
действительности H т пользуется систематич поддержкой гос ва и обществ
орг ций, его мастерам присуждаются премии и почетные звания Создана сеть
н и учреждений - институтов и музеев, изучающих опыт Н ти способствующих
его развитию Многие традиционные жанры H т отмирают (напр , обрядовый фольклор,
заговоры, нар драма), но другие находят новое место в жизни Рождаются и
новые формы художеств культуры нар масс Интенсивно развивается художественная
самодеятельность
(хоры, хореографич коллективы, нар театры и т д ),
имеющая другую природу, чем H т , но отчасти использующая его насле дне
Созданные за MH века высокие образцы H т сохраняют значение веччо живого
культурного наследия, сокроьищ ницы художеств опыта нар масс.


Народное поэтическое творчество - массовое
словесное художеств творчество того или иного на рода, совокупность его
видов и форм, обозначаемая в совр науке этим терми ном, имеет и др названия
- нар словесность, устная словесность, нар поэзия, фольклор Словесное художеств
твор чество возникло в процессе формирования человеческой речи В доклассовом
обществе оно тесно связано с др видами деятельности человека, отражая начатки
его знаний и религ мифологич представлений В процессе социальной дифференциации
общества возникли различные виды и формы устного словесного твор чества,
выражавшего интересы разных обществ групп и слоев Важнейшую роль в его
развитии играло творчество трудовых нар. масс С появлением пись менности
возникла литература, истори чески связанная с устным H т.


Коллективность устного H т (означающая
не только выражение мыслей и чувств коллектива, но прежде всего - процесс
коллективного создания и распространения) обусловливает вариативность,
т. е. изменчивость текстов в процессе Их бытования. При этом изменения
могли быть весьма различными - от незначит. стилистич. вариаций до существ,
переработки замысла. В запоминании, а также в варьировании текстов значит,
роль играют своеобразные стереотипные формулы - т. н. общие места, связанные
с определёнными сюжетными ситуациями, переходящие из текста в текст (например,
в былинах - формула седлания коня и т. п.).


В процессе бытования жанры словесного
H. т. переживают "продуктивный" и "непродуктивный" периоды ("возрасты")
своей истории (возникновение, распространение, вхождение в массовый репертуар,
старение, угасание), и это связано в конечном счёте с социальными и культурно-бытовыми
изменениями в обществе. Устойчивость бытования фольклорных текстов в нар.
быту объясняется не только их художеств, ценностью, но и медленностью изменений
в образе жизни, мировоззрении, вкусах их осн. творцов и хранителей - крестьян.
Тексты фольклорных произв. различных жанров изменчивы (правда, в разной
степени). Однако в целом традиционность имеет в H. т. неизмеримо большую
силу, чем в проф. лит. творчестве.


Коллективность словесного H. т. не
означает его обезличенности: талантливые мастера активно влияли не только
на создание, но и на распространение, совершенствование или приспособление
текстов к потребностям коллектива. В условиях разделения труда возникли
своеобразные профессии исполнителей произв. H. т. (др.-греч. рапсоды
и аэды,
рус. скоморохи, укр. кобзари, казах, и
кирг. акыны.
и т. д.). В нек-рых странах Бл. Востока и Cp. Азии,
на Кавказе сложились переходные формы словесного H. т.: произв., созданные
определёнными лицами, распространялись изустно, но текст при этом относительно
мало менялся, имя автора обычно было известно и часто вводилось в текст
(напр., Токтогул Сатылганов в Киргизии, Саят-Нова в Армении).


Богатство жанров, тем, образов, поэтики
словесного H. т. обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций,
а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста
с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание,
разыгрывание, диалог и т. д.). В ходе истории нек-рые жанры претерпевали
существ, изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства
народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры.
Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, дого-сударственные
(архаические) формы эпоса. В период формирования государственности
сложился классич. героический эпос, затем возникли ист. песни, баллады.
Ещё
позже сформировались внеобрядо-вая лирич. песня, романс, частушка
и
др. малые лирич. жанры и, наконец, рабочий фольклор (револкщ. песни, устные
рассказы и т. д.).


Несмотря на яркую нац. окраску произв.
словесного H. т. разных народов, MH. мотивы, образы и даже сюжеты в них
сходны. Напр., ок. двух третей сюжетов сказок европ. народов имеют параллели
в сказках др. народов, что вызвано или развитием из одного источника, или
культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве
общих закономерностей социального развития.


Вплоть до позднефеод. эпохи и периода
капитализма словесное H. т. развивалось относительно независимо от письменной
лит-ры. Позже лит. произв. активнее, чем прежде, проникают в нар. среду
(напр., "Узник" и "Чёрная шаль" А. С. Пушкина, "Коробейники" H. А. Некрасова;
см. также об этом в ст. Вольная русская поэзия, Лубочная литература).
С др. стороны, творчество нар. сказителей приобретает нек-рые черты
лит-ры (индивидуализация характеров, психологизм и т. п.). В социалистич.
обществе доступность образования обеспечивает равную возможность раскрытия
дарований и творческой профессионализации наиболее одарённых людей. Разнообразные
формы массовой словесно-художеств. культуры (творчество песенников, частушечников,
сочинение интермедий и сатирич. сценок и т. п.) развиваются в тесном контакте
с проф. социалистич. иск-вом; среди них определённую роль продолжают играть
и традиционные формы словесного H. т. Многовековое бытование обеспечило
непрехо-дяшую художеств, ценность и длит. существование таких песен, сказок,
преданий и т. д., к-рые наиболее ярко отражают особенности духовного склада
народа, его идеалы, надежды, художеств, вкусы, быт. Этим обусловлено и
глубокое воздействие словесного H. т. на развитие лит-ры. M. Горький говорил:
"... Начало искусства слова - в фольклоре" ("О литературе", 1961, с. 452).
О записи H. т., его изучении и методологич. принципах изучения см. Фольклористика.


Народная музыка (музыкальный фольклор)
- вокальное (преим. песенное), инструм. и вокально-инструм. коллективное
творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся
благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, муз.
H. т. существует гл. обр. благодаря исполнит, иск-ву талантливых самородков.
Таковы у разных народов кобзарь, гусляр (см. Гусли), скоморох,
ашуг, акын,
кюйши (см. Кюй), бахши, гусан, хафиз, олонхосут
(см. Олонхо), аэд, жонглёр, менестрель, шпильман и др. Истоки нар.
музыки, как и др. иск-в, уходят в доисторич. прошлое. Муз. традиции разных
обществ, формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую ист. эпоху
сосуществуют б. или м. древние и трансформированные произв., а также заново
создаваемые на их основе. В совокупности они образуют т. н. традиционный
муз. фольклор. Его основу составляет музыка крестьянства, к-рая длит, время
сохраняет черты относит, самостоятельности и в целом отличается от музыки,
связанной с более молодыми, письменными традициями. Осн. виды муз. H. т.-
песни,
эпич. сказания (напр., рус. былины, якут, олонхо), танц. мелодии,
плясовые припевки (напр., рус. частушки), инструм. пьесы и наигрыши
(сигналы, танцы). Каждое произв. муз. фольклора представлено целой системой
стилистически и семантически родственных вариантов, характеризующих изменения
нар. музыки в процессе её исполнения.


Жанровое богатство нар. музыки - результат
разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную
жизнь крестьянина: календарные праздники годового земле-дельч. круга (колядки,
веснянки,
масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные,
жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни), смерть
(похоронные плачи-причитания). У скотоводч. народов песни были связаны
с приручением коня, загоном скота и т. д. Позднее наибольшее развитие в
фольклоре всех народов получили лирич. жанры, где на смену простым, коротким
напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпич. песен или инструм. наигрышам
приходят развёрнутые и подчас сложные по форме муз. импровизации - вокальные
(напр., рус. протяжная песня, рум. и молд. дойна) и инструм. (напр.,
программные пьесы закарпатских скрипачей, болг. кавалистов, казах, домб-ристов,
кирг. комузистов, туркм. дута-ристов, узб., тадж., индонез., япон. и др.
-инструм. ансамблей и оркестров).


В различных жанрах нар. музыки сложились
разнообразные типы мелоса - от речитативного (карел, руны, рус.
былины, южнослав эпос) до богато орнаментального (лирические песни ближне-
и ср.-вост. муз. культур), многоголосия (поли-ритмич. сочетание
попевок в ансамблях афр. народов, нем. хоровая аккордика, груз, кварто-секундовая
и ср.-рус. подго-лосочная полифония, литов. канонические сутартине),
ритмики
(в частности, ритмоформулы, обобщившие ритмику типовых трудовых
и танц. движений), ладо-звукорядных Систем (от примитивных узкообъёмных
ладов до развитой диатоники "свободного мелодического строя"). Разнообразны
также формы строф, куплета (парные, симметричные, асимметричные и др.),
произв. в целом. Муз. H. т. существует в одноголосной (сольной), антифонной
(см. Антифон), ансамблевой, хоровой и оркестровой формах. Типы хорового
и инструментального многоголосия разнообразны-от гетерофонии и бурдона
(непрерывно звучащий басовый фон) до сложных полифонических и аккордовых
образований. Каждая национальная нар. муз. культура, включающая систему
муз.-фольклорных диалектов, образует при этом муз.-стилевое целое и одновременно
объединяется с др. культурами в более крупные фольклорно-этнографич. общности
(напр., в Европе - скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская
и др.).


Фиксацией нар. музыки (в 20 в. при
помощи звукозаписывающей техники) занимается особая науч. дисциплина -
музыкальная этнография, а исследованием её - этномузыковедение (музыкальная
фольклористика).


На основе нар. музыки возникли практически
все нац. проф. школы, каждая из к-рых содержит образцы различного использования
фольклорного наследия - от простейших обработок нар. мелодий до индивидуального
творчества, свободно претворяющего фольклорное муз. мышление, законы, специфические
для той или иной нар. музыкальной традиции. В совр. муз. практике H. т.
является оплодотворяющей силой как для проф., так и для различных форм
самодеятельного иск-ва.


Нар. музыкальные инструменты, созданные
народом и распространённые в его муз. практике, могут либо принадлежать
лишь одному народу (напр., укр. бандура, груз, чонгури), либо употребляться
разными народами, связанными между собой этнич. общностью или длительными
историко-культурными контактами (напр., гусли, жалейка распространены у
русских и белорусов; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты).
В нар. прототипы своими истоками уходят почти все проф. муз. инструменты.


Народный театр, бытующий в формах,
органически связанных с устным нар. творчеством, зародился в глубокой древности:
в играх, сопровождавших охотничьи и земледельч. праздники, содержались
элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных
и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе ист.
развития в драматич. действах усиливается творческое, игровое начало: возникают
игры и представления, пародирующие свадебный обряд (напр., рус. игра-комедия
"Пахомушка"), похоронный обряд (покойницкая игра " Маврух "). Подобные
действа послужили у всех народов основой для дальнейшего развития нар.
театра и драмы. В мировом нар. театре различают театр живых актёров и театр
кукол,
часто называвшийся по имени героя представления (Петрушка
в
России, Панч в Англии, Пульчинелла в Италии, Кашпарек
в
Чехии и др.). Рус. театру Петрушки были близки укр. вертеп, белорус,
батлейка.
Многообразие форм нар. кукольного театра определялось различием видов
кукол, систем их управления (тростевые куклы, марионетки - куклы
на нитках - и др.). Нар. театры кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие
сказки и легенды, инсценировали "бродячие сюжеты" - пьесы о Дон Жуане,
докторе Фаусте. К нар. театру относят также балаганные представления и
т. н. раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного
текста).


Нар. театр в широком смысле непрофессионален,
однако у всех народов были свои специалисты театр, дела: др.-рим. мимы,
зап.-европ.
шпильманы, жонглёры, рус. скоморохи, а также актёры-кукольники
разных стран. Объединяясь в группы (в России наз. "ватаги"), они странствовали
по городам и сёлам. Репертуар составляли пьесы фольклорного происхождения,
позднее и переработки проф. пьес и др. лит. произведений. Представления
нар. театра, имевшие обычно острую социально-политич. направленность, преследовались
церковью и гос-вом. Нар. актёры часто вносили светские реа-листич. элементы
в представления религ. драм (ср.-век. мистерия). Критич. отношение
народа к представителям феод, знати и гор. буржуазии проявилось в фарсе.
Традиции фарса и карнавала подготовили появление комедии дель арте.


В России наибольшее распространение
в крест., солдатской, фаб. среде получили драмы "Царь Максимилиан и его
непокорный сын Адольф", "Лодка" (варианты - "Шлюпка", "Шайка разбойников",
"Степан Разин", "Чёрный ворон"); разыгрывались также драмы "Царь Ирод",
"Как француз Москву брал". По своему типу они относятся к известным у MH.
народов тираноборческим, героическим или т. н. разбойничьим драмам. "Царь
Максимилиан" имеет лит. первоисточник - школьную драму "Венец Димитрия"
(1704), в основе к-рой лежит "Житие св. Димитрия"; "Лодка" (кон. 18 в.)
представляет собой инсценировку нар. песни "Вниз по матушке по Волге".
Окончательное формирование этих пьес связано с включением в их текст фрагментов
из произв. поэтов кон. 18- 1-й пол. 19 вв. - Г. P. Державина, К. H. Батюшкова,
А. С. Пушкина, M. Ю. Лермонтова, мотивов и образов лубочных романов. На
Руси бытовали также и сатирич. пьесы "Барин", "Голый барин", "Петрушка".


Наиболее характерной особенностью нар.
театра (как и вообще фольклорного иск-ва) является открытая условность
костюмов и реквизита, движений и жестов; в ходе представлений актёры непосредственно
общались с публикой, к-рая могла подавать реплики, вмешиваться в действие,
направлять его, а иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором
исполнителей, изображать второстепенных персонажей в массовых сценах).
Нар. театр, как правило, не имел ни сцены, ни декораций. Осн. интерес в
нём сосредоточен не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а
на трагичности или комичности ситуаций, положений. Большое значение имеют
выходные монологи героев, исполнение действующими лицами песен (народных
или специально сочинённых для представления), арий из опер. В народной
драме существуют два типа персонажей - драматические (героич. или романтич.)
и комические. Первых отличает высокий торжеств, стиль обращений, монологов
и диалогов, вторых - комич., пародийные приёмы, игра слов. Традиционность
исполнения в нар. театре определила впоследствии возникновение особого
вида театр, представлений, получивших устойчивую форму. Эти представления
во MH. стоа-нах носят назв. традиционного театр!. В странах Азии с древнейших
времён были распространены нар.-танцевальные пантомимич. представления.
На их основе сформировался традиционный театр народов Азии: театры ваянг-топенг
в Индонезии, колам на о. Шри-Ланка (Цейлон), катхакали в Индии и др.


Своеобразие художеств, и исполнительских
приёмов нар. театра привлекало деятелей проф. театра и использовалось ими
(У. Шекспир, Мольер, К. Гольдони, A. H. Островский, Э. Де Филиппе и др.).


Народный танец - один из древнейших
видов H. т. Танец был частью нар. представлений на праздниках и ярмарках.
Появление хороводов и др. обрядовых танцев связано с нар. обрядами (цейлонский
танец огня, норв. танец с факелами, слав, хороводы, связанные с обрядами
завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя
от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым содержанием, выражавшим
новые особенности быта. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали
в танце наблюдения над животным миром. Образно и выразительно передавались
характер и повадки зверей, птиц, домашних животных: танец бизона у сев.-амсп.
индейцев, индо-нез. пенчак (тигр), якут, танец медведя, памирский - орла,
кит., инд.- павлина, фин. - бычка, рус. журавель, гусачок, норв. петушиный
бой и др. Возникают танцы на темы сельского труда: латыш, танец жнецов,
гуцульский - дровосеков, эст.- сапожников, белорус, лянок, молд. поамэ
(виноград), узб. шелкопряд, пахта (хлопок). С появлением ремесл. и фаб.
труда возникают новые нар. танцы: укр. бондарь, нем. танец стеклодувов,
карельский "Как ткут сукно" и др. В нар. танце часто отражены воинский
дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя ("пиррические" пляски
древних греков, сочетающие танц. иск-во с фехтовальными приёмами, груз,
хоруми, берикаоба, шотл. танец с мечами, казачьи пляски и др.). Большое
место в танц. H. т. занимает тема любви; первоначально эти танцы были откровенно
эротическими; позже появились танцы, выражающие благородство чувств, почтительное
отношение к женщине (груз,
картули, рус. байновская кадриль,
польский мазур).


У каждого народа сложились свои танц.
традиции, пластич. язык, особая координация движений, приёмы соотношения
движения с музыкой; у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной,
у других (у болгар) - не синхронно. Танцы народов Зап. Европы основываются
на движении ног (руки и корпус как бы им аккомпанируют), в танцах же народов
Cp. Азии и др. стран Востока осн. внимание уделяется движению рук и корпуса.
В нар. танце всегда главенствует ритмич. начало, к-рое подчёркивается танцовщиком
(притоптывания, хлопки, звон колец, бубенчиков). MH. танцы исполняются
под аккомпанемент нар. инструментов, к-рые танцовщики часто держат в руках
(кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка). Нек-рые танцы
исполняются с бытовыми аксессуарами (платок, шляпа, блюдо, пиала, чаша).
Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности
хода рус. и груз, танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни
ног; характерное движение в рус. и венг. мужском танце - отбивка по голенищу
жёстких сапог.


Расцвет и популярность нар. танца в
СССР способствовали возникновению новой сценич. формы - ансамблей нар.
танца. В 1937 был создан Ансамбль народного танца СССР, утвердивший
в проф. хореографии сценич. нар. танец. Элементы нар. танца используются
и в классич. балете. Во всех республиках Сов. Союза созданы проф. ансамбли
нар. танца и ансамбли песни и пляски. Проф. и любительские коллективы
нар. сценич. танца распространены в странах всего мира (см. Танец).


Народные архитектура, изобразительное
и декоративно-прикладное искусство включают орудия труда, постройки (см.
Деревянная
архитектура, Жилище),
домашнюю утварь и бытовую обстановку (см. Дерево
в искусстве, Железо, Керамика, Лаки художественные, Мебель, Медь,
Сосуды
художественные, Стекло), одежду и ткани (см. Вышивка,
Килим, Ковёр, Кружево, Набойка, Одежда, Ткани художественные), игрушки,
лубок
и т. д. К числу важнейших художеств.-технич. процессов, распространённых
в H. т., относятся гончарство, ткачество, резьба художественная, роспись
декоративная, ковка, литьё художественное, гравирование, чеканка
и
т. д. Нар. архитектура и декоративно-прикладное иск-во принадлежат к материальному
произ-ву, носят непосредственно созидательный характер; отсюда слитность
в них эстетич. и утилитарной функций, образного мышления и технич. изобретательности.


Создавая и оформляя предметную среду
и давая предметно-эстетич. выражение трудовым процессам, бытовому укладу,
календарным и семейным обрядам, H. т. искони являлось неотъемлемой частью
медленно изменяющегося строя нар. жизни. В отд. чертах H. т. прослеживаются
нормы труда и быта, культы и веювания, восходящие к неолиту и бронзовому
веку. Наиболее общим элементом H. т. служит родившийся в древности орнамент,
к-рый
помогает достигать органич. единства композиции и глубоко взаимосвязан
с техникой исполнения, чувством предмета, пластин, формы, естественной
красоты материала. В отд. орнаментальных мотивах, большинство из к-рых
имело первоначально мифологич. смысл ("мировое древо", "великая богиня"
с предстоящими, солярные символы), запечатлелись черты первобытного сознания,
мифологич. и магич. способы общения с природой. Эти древние корни проступают,
напр., и в нар. игрушке, в к рой прослеживаются черты первобытной культовой
пластики. Произв. H. т. зачастую присуща конкретная связь с тем или иным
обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культовой природе
или мифологич. обусловленности этого обычая. Этим объясняется и непрочность,
эфемерность MH. предметов H. т. (рисунки песком, крашеные яйца), рассчитанных
на периодич. воспроизведение в регулярно повторяющемся обряде. В отличие
от "высокого" искусства обществ, верхов, H. т. не знает контрастных перемен
художеств, стилей. В ходе его эволюции появляются отд. новые мотивы, но
больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов;
изображения, связанные некогда с коренными представлениями о мире, постепенно
обретали узкоутилитарный смысл (напр., в различных знаках-оберегах и знаках-заклинаниях,
украшавших бытовые предметы) или начинали играть чисто декоративную роль,
тогда как форма предмета претерпевала зачастую лишь незначит. конструктивно-функциональные
изменения. Представление о вещи в H. т, обычно не закрепляется в подготовит,
модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты
его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных
приёмов работы, должны быть приняты нар. коллективом. В силу этого закрепляемая
вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфич.
изменения. Древнейшие предметы (напр , деревянные ковши в виде утки) могут
быть чрезвычайно близки к натуре; позднейшие осмысления этих форм в H.
т., сохраняя первоначальную типологию и образную основу, сочетают их с
веками выработанными приёмами обобщения, декоративной стилизации, с рациональным
использованием технич. средств и материалов.


По мере классовой дифференциации общества
складываются предпосылки для возникновения H. т., обслуживающего потребности
низших слоев общества и первоначально сводившегося к домашней художеств,
работе для себя и к деревенскому ремеслу. Наличие особой njip.


Народная архитектура. 1. Каменные жилища
("трулли") близ Локоротондо (Апулия, Италия). 2. Фахверковый дом. Район
Ратцебурга (Шлезвиг-Гольштейн, ФРГ) Середина 17 в 3. Крестьянский двор
из камня и глины в Мексике. 4. Деревянная изба на окраине Ижевска (Удмуртская
АССР) Начало 20 в.


Народная скульптура. 1. "Богоматерь
С мечом скорби". Дерево, роспись Литва. Каунасский художественный музей
имени M. К Чюрлениса. 2. Фигурка петуха с фронтона крестьянского дома в
Турьеце (Словакия) Де-


19 в Словацкий национальный музей.
Мартин 3 Скворечник в виде фигуры курильщика Дерево, роспись Московская
область. 19 в. Исторический музеи. Москва.


ветви обнаруживается уже в антич. иск-ве
(напр., в вотивных предметах итало-этрусского круга, напоминающих
неолитич. пластику). Первоначальные памятники дворцовой и даже культовой
архитектуры явственно связаны с простейшими древними образцами нар. деревянного
и кам. зодчества (эгейский мегарон, герм, халле), переносными жилищами
кочевников и т. д., но затем резко расходятся пути гор. и усадебного стр-ва
и нар. архитектуры, обслуживающей в основном крест, быт (жилой дом, гумно,
амбар, сарай, хлев и т д ).


В ср -век. Европе феод -церк. культуре
противостояло стремление сохранить культурную традицию родового строя,
хозяйств, и политич. замкнутость, культ местных богов; выражением этого
становится нар. струя в ср -век иск-ве, обычно насыщенная образами звериного
стиля.
Нар. мировоззрение, с особой чистотой выразившееся в языческих
украшениях-амулетах, выступает и в памятниках, являющихся примерами влияния
нар. культуры на придворную и церковную (таковы рельефы владимиро-суздалъской
школы,
гротескная пластика романских и готич. церквей, орнаментация
рукописей) Однако неразвитость товарно-денежных отношений, слабая дифференциация
форм быта, а также принципиальная анонимность ср.-век. иск-ва и близость
его мастеров к нар среде не способствовали полнейшему обособлению H. т.
В странах, позднее вступивших в ранне-капиталистич. стадию развития, в
частности в ср.-век. Руси, подобная ситуация сохраняется вплоть до кон.
17- нач. 18 вв. В странах Востока, особенно долго (до 19-20 вв.) сохранявших
ср.-век. уклад жизни, всё декоративно-прикладное иск-во глубоко проникнуто
нар. ремесл. навыками и высокоразвитое H. т. не имеет коренных отличий
от ремесла для привилегированных слоев; в изобразительном же иск-ве ряда
стран сильна нар. струя (кит., япон., инд. лубок). Наконец, в странах,
переживших колонизацию, основой для H. т. обычно служила древняя туземная
культура, хотя оно и впитывало в себя MH. черты принесённых культур.


С разложением феодализма и цеховой
системы складывается работающее на рынок нар. художеств, ремесло; благодаря
этому H. т., еще сохраняя тесную связь с нар. бытом, осваивает новые виды
продукции, новые формы и темы. С другой стороны, выявление художеств, индивидуальности
и культ антич. иск ва, утвердившиеся в эпоху Возрождения, приводят к тому,
что H. т. всё яснее выступает как нечто локальное, обособленное, привязанное
к родной старине. Нар. художеств, культура - произв. ре-лиг, иск-ва (вотивная
живопись, иконы, писанные по стеклу, раскрашенная скульптура), бурно развивающегося
с 16-17 вв. (особенно в странах католич. культа), оформление празднеств,
лубок, с их наивным архаизмом форм,- имеет уже совершенно иную образную
систему, чем изысканные, подчас новаторски необычные произв. "высокого"
иск-ва; аналогичное расхождение возникает и в стиле предметов быта. Этот
разрыв менее ощутим там, где фольклорные элементы глубоко проникают в культуру
привилегированных слоев и церкви. В России это проявилось, напр., в архитектуре
дворца в с. Коломенском (17 в.; илл. см. т. 8, стр. 121), с его обилием
форм нар. деревянного зодчества, а в странах Лат. Америки - в декоре церквей
барокко, впитавшем черты иск-ва доколумбовых цивилизаций. В 17-18 вв. в
H. т. заметно ослабевает идеографич. начало. В растит, мотивах, теперь
повсеместно вытесняющих символико-геом. узоры, декоративный строй становится
свободней, разнообразней В H. т. проникает все больше свежих наблюдений,
бытовых сюжетов, возрастает стремление к сказочно-фольклорному осмыслению
жизни высших слоев общества, к заимствованию форм господствующих стилей,
имитации фактуры дорогих и трудоёмких материалов. Однако новые мотивы и
формы (ренессанса, барокко, ампира), проникая в H. т., сохраняют лишь весьма
отдаленное сходство с образцом, упрощаясь и застывая в ритмически ясной
декоративной схеме. В целом на 17 - нач. 19 вв. приходится эпоха расцвета
H. т., давшая необычайное разнообразие его видов и форм. Этому способствовали
оснащение H. т. ранее недоступными ему материалами и инструментами, появление
новых технич. возможностей, расширение кругозора нар. художников, развитие
нар. лирики и сатиры.


В 19 в. интенсивно развивающееся художеств,
кустарное
производство
всё более вовлекается в систему капитали-стич. экономики;
товарное ремесло в большинстве стран окончательно отделяется от консервативного
домашнего. В России после 1861 народные художественные промыслы приобретают
характер частных мастерских, работающих на всероссийский рынок. Узкая специализация
промыслов, растущее разделение труда и стандартизация мотивов рождают узоры
и формы, предельно слитые с виртуозными приемами технич. исполнения (порой
достигающего почти машинной скорости); при этом ремесленное, механически
безупречное мастерство всё чаще вытесняет творчество. Подражая образцам
массовой гор. продукции, нередко случайной и антихудожественной, мастера
разрушают типичное для фольклора единство технич. и эстетич. начал. Композиции,
ранее строго организованные, насыщенные смысловыми ассоциациями, становятся
более свободными, но менее логичными. В живописи темперные краски вытесняются
масляными, а позднее анилиновыми; нар. икона и лубок сменяются
олеографиями,
в пластике объёмно-предметная форма теряет архи-тектоничность. Изображение
и орнамент, ранее слитые с вещью, теперь становятся как бы картинкой, наклеенной
на поверхность. Отд. отрасли, не выдерживая конкуренции с дешёвыми фаб.
изделиями, приходят в упадок или вымирают, но возникают и расширяются другие,
использующие б. ч. технику, стилистику и даже образцы проф. станкового
иск-ва и коммерческой художеств, пром-сти. В ряде стран, обладавших ранее
богатейшим H. т. (Англия, Дания, Нидерланды), оно почти полностью исчезает,
но интенсивно развивается в промышление отсталых р-нах, сохранивших мощные
пласты ср.-век. культуры (сев. губернии в России, Бретань во Франции, Тироль
в Австрии, Словакия, балканские страны, Испания, Сицилия в Италии).


Народная живопись. 1 Вотивная картина.
Италия Конец 15 в Морской музей. Неаполь. 2 "Винопитие". Роспись лубяного
короба. Конец 17 - начало 18 BB Исторический музей. Москва. 3. M. А. Примаченко
"Пава". Гуашь. 1936 Музей украинского народною декоративного искусства
УССР. Киев 4 И. A. M а з и н. "Красная Армия". Роспись по дереву. 1937


С сер. 19 в., вслед за признанием ценности
словесного фольклора, в ряде стран возникает интерес и к нар. декоративному
иск-ву. С этого времени эстетика H. т. (как национального, так и экзотического),
его красочность и ритмичность все более влияют на проф. архитектуру, изобразительное
и декоративное иск-во. Начинается собирание коллекций H. т., обществ, орг-ции
и меценатские кружки возрождают ряд угасавших промыслов и организуют новые.
Особый размах эта деятельность приобретает на рубеже 19- 20 вв. с распространением
стиля "модерн" и связанных с ним нац.-романтич. течений. Однако,
навязывая нар. мастерам решения станкового типа, художники и теоретики
"модерна" зачастую проявляли непонимание специфики H. т. Сходные ошибки
совершались и позже (в т. ч. в сов. практике 1930-50-х гг.), в ряде капиталистических
стран, напротив, делались попытки приблизить народную скульптуру и орнамент
к абстрактному искусству.


Произв. совр. H. т. носят в основном
характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о
своеобразии народной культуры той или иной местности, благодаря своему
явно рукодельному виду они наделяют чертами нац. традиции и непосредств.
человечности среду, созданную в осн. стандартизованными пром. средствами.
Нар. художеств, ремесла играют важную роль в экономике развивающихся стран.
Во MH. странах (прежде всего в СССР и др. социалистич. гос-вах) изыскиваются
средства для охраны нар. промыслов и их художеств, своеобразия, деятельность
нар. мастеров поощряется с помощью конкурсов и выставок, проф.-технич.
школы и училища готовят художников и исполнителей. При участии н -и нн-тов
и музеев тщательно изучаются традиции и собираются образцы H. т., в частности,
с тем, чтобы выделить изделия и декоративные приемы, созвучные совр. укладу
жизни. H. т. оказывает неослабевающее влияние на художеств, пром-сть, помогая
найти наиболее выразительные формы и декор бытовой вещи; отд. черты H.
т. живут в произв. самодеятельных мастеров, а также проф. художников, использующих
опыт нар. иск-ва. В СССР возрождён ряд заглохших народных промыслов, многие
получили новое развитие и связанную с сов. жизнью ориентацию (так, б. центры
иконописи стали всемирно известными центрами лаковой миниатюры). В многообразных
видах и жанрах сов. H. т. бережное сохранение нар. традиций сочетается
с широтой интересов и активным восприятием сов. действительности.


О H. т. различных народов см. разделы
Литература, Архитектура и изобразительное искусство, Музыка, Балет, Драматический
театр, Цирк в статьях об отд. странах и о республиках СССР.


Илл. см. на вклейкях - к стр. 81 и
табл. XX-XXIII (стр. 352-353).


Лит : Ч и ч е р о в В И , К.
Маркс и CD. Энгельс о фольклоре Библиографические материалы, в сб Советский
фольклор, № 4-5, M - Л., 1934; Бонч-Бруе-в и ч В Д , В И Ленин об устном
народном творчестве, "Советская этнография", 1954, № 4; Ленинские наследие
и изучение фольклора, Л., 1970.


Пропп В. Я., Специфика фольклора, в
кн.: Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Секция филологических наук, Л.,
1946; его же, Фольклор и действительность, "Русская литература", 1963,
№ 3; Ч и ч ер о в В. И., Вопросы теории и истории народного творчества,
M., 1959; Гусев В. E., Эстетика фольклора, Л., 1967; Богатырёв П. Г., Вопросы
теории народного искусства, M., 1971; К р а в ц J ч H. И., Проблемы славянского
фольклор?, M., 1972; Ч иСтов К. В., Специфика фольклора в свете Теории
информации, "Вопросы философии". 1972, № 6; S ch u Iz е F. W., Folklore...,
Halle/Saale, 1949; Cocchiara G., Storia del folklore in Europa, Torino,
1952 (рус. пер.- M., 1960); Corso R., Folklore, 4 ed., Napoli, 1953; Thompson
S., Motifindex of folk-literature, v. 1-6, Bloomington, 1955-58; A a r
п e А., The ty.pes of the folktale. A classification and bibliography,
2 ed., HeIs., 1964; K r a рр e A. H., The science of folklore, N. Y., 1964;
B a u s i nger H., Formen der "Volkspoesie", B., 1968; Vr able G., Folclorul.
Obiect. Principii. Metoda. Categorii, Buc., 1970. M e л ь ц M. Я., Русский
фольклор. Библиографический указатель, 1945-1959, Л., 1961; то же, 1917
- 1944, Л., 1966; то же, 1960 - 1965, Л., 1967; К у ш н е р е в а 3. И..
Фольклор народов СССР. Библиографические источники на русском языке (1945
-1963), M., 1964; Volkskundliche Bibliographic, В. -Lpz., 1919-57; [Продолжение],
в кн.: Internationale volksl-indliche Bibliographie, Bonn, 1954-70. Б а
р т о к Б., Зачем и как собирать народную музыку, [пер. с венг.], M., 1959;
К в и тк а К. В., Избр. труды..., т. 1-2, M., 1971 - 1973: Очерки музыкальной
культуры народов Тропической Африки, сб. ст., сост. и пер. Л. Голден, M.,
1973; В о s е F., Musikalische Volkerkunde, Freiburg im Breisgau, 1953;
N е t 11 В., Theory and method in ethnomusicology, L., 1964; B r a i 1
о i u C., Folklore musical, в его кн.: CEuvres, v. 2, Buc., 1969, p. 19-130.
Алферов А. Д., Петрушка и его предки, M., 1895; Ончуков H. E., Северные
народные драмы, СПБ, 1911; Русская народная драма XVII-XX веков. Тексты
пьес и описания представлений, ред., вступ. ст. и комментарии П. H. Беркова,
M., 1953; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского,
т. 1, M., 1956; Авдеев А. Д., Происхождение театра, М.- Л., 1959; Всеволодский-Гернгросс
В. H., Русская устная народная драма, M., 1959; ДживелеговА. К., Итальянская
народная комедия..., 2 изд., M., 1962; С о h е п С., Le theatre en France
au moyen-age,. 1-2, nouv. ed., P.,
1948. Ткаченко Т. С., Народный танец, M., 1954; Г о л е и зо в с к и ?
К. Я., Образы русской народной хореографии, M., 1964; The encyclopedia
of social dance, N. Y., 1972. Малицкий Г. Л., Бытовые мотивы и сюжеты народного
искусства (в росписи и резьбе), Казань, 1923; История русского искусства,
т. 4, 7, 8 (кн. 2), 9 (кн. 2), 10 (кн. 2), 11 - 13, M., 1959 - 69; Разина
T. M., Русское народное творчество, M., 1970; Василенко В. M., О содержании
в русском крестьянском искусстве 18 - 19 веков, в сб.: Русское искусство
18-первой половины 19 века, M., 1971; В о р о н о в В. С., О крестьянском
искусстве. Избранные трудььМ., [1972]; R i е е \ A., Volkskunst,
Hausfleiss und Hausmdustrie, В., 1894; Art populaire. Travaux artistiques
et scientifiques du 1-е Congres International des arts populaires,
ed. H. Focillon, v. 1-2, P., 1931; S р i e s s K.o,
Bauernkunst, ihre Art und Sinn, W., 1942; T о s с h i Т., Saggi sull'arte
popolare, Roma, 1945; H a rraon M., Cocchiara G., Ma r a b о ttini Marabotti
А., Folk art, в кн.: Encyclopedia of world art, v. 5, L.- N. Y.- Toronto,
1958, p. 451-506 (есть лит.); В о ss е r t T. H., Peasant art of
Europe and Asia, N. Y., 1959. См. также лит. при статьях Фольклористика,
Народные художественные промыслы.



К.В. Чистов (литература), M.
M. Земцовский
(музыка), H. И. Савушкина (театр), А. К. Чекалов,
M. H. Соколов
(архитектура, изобразительное и декоративное иск-во).





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я