НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА
одно из
основных понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь иск-ва
с народом, обусловленность художеств, явлений жизнью, борьбой, идеями,
чувствами и стремлениями трудящихся, выражение в иск-ве идеалов, интересов
и психологии нар. масс.
В процессе историч. развития H. и.
приобретала различные формы. Художеств, творчество в первобытнообщинном
строе ещё не обособилось в самостоят, сферу деятельности и, будучи непосредственно
"вплетено" в социальную практику коллектива, обслуживало всю массу общества.
Эта первоначальная примитивная форма H. и. выступает как исходный пункт
развития т. н. народного творчества - иск-ва, непосредственно создаваемого
трудящимися в условиях классовых обществ. С развитием разделения труда
и постепенным обособлением профессионального иск-ва как особой формы духовной
культуры - процессом, к-рый окончательно завершается только в эпоху капитализма,
формируются новые формы народности художеств, культуры. В антич. обществе
на почве рабовладельч. демократии расцветает иск-во, народность к-рого
заключается в выражении идеалов и интересов коллектива свободных граждан
классич. полиса. При этом производит, класс - рабы - остаётся практически
за пределами развития эстетич. сознания общества. Художеств, идеология
ср.-век. феод, общества, особенно на ранних стадиях, имеет своим исходным
пунктом эстетич. сознание крест, общины, а позднее и трудящихся города.
В этом основа народности ср.-век. иск-ва.
Новая пора наступает с эпохи Возрождения.
Искусство получает возможность освободиться от патриархальной примитивности
средневековья на основе широкого развития историч. самодеятельности масс.
Но вместе с тем здесь назревает и новое противоречие. На исходе этой эпохи
нар. творчество впервые отчётливо расходится с "учёным" иск-вом, ориентирующимся
на "образованную" верхушку общества, но концентрирующим в себе осн. потенции
эстетич. прогресса. В результате происходит отчуждение масс от профессионального
иск-ва, к-рое становится всё менее доступным народу. Отсюда нередко рождается
протест против художеств, завоеваний своего времени (Савонарола, Карлштадт,
нидерландские
"иконоборцы"). Однако на протяжении всей последующей истории нар. творчество,
непосредственно отражающее сознание трудящихся масс, их эстетич. вкусы,
составляет важнейший пласт художеств, культуры, к-рый нередко служит источником
и проф. иск-ва. Вместе с тем формируются направления в иск-ве, к-рые, не
будучи прямым выражением эстетического сознания трудящихся, отражают борьбу
за интересы народа, преломляют в себе настроения масс; в этом проявляется
H. и., непосредственно или опосредованно связанного с демократич. освободит,
движением. Оно выражает, хотя зачастую и противоречиво, идеалы и связанные
с ними действит. интересы трудящихся, а не уровень их массового сознания.
Таково иск-во Г. Э. Лессинга и Ф. Гойи, P. Бёрн-са и П. Б. Шелли, Л. Бетховена
и Г. Гейне, В. Гюго и О. Домье, H. А. Некрасова, Л. H. Толстого, И. E.
Репина и M. П. Мусоргского, Лу Синя и P. Тагора.
H. и. проявляется и в творчестве таких
художников, к-рые, не будучи связанными с освободит.-демократич. движением,
благодаря глубине и правдивости своего творчества сумели отразить существеннейшие
стороны жизни и потребности своего народа, почувствовать величие его историч.
творчества. В этом раскрывается внутр. единство H. и. и реализма, что отчётливо
может быть прослежено у таких великих нац. поэтов, без к-рых немыслимо
представить себе обществ, самосознание отд. наций: у итальянцев - Данте,
у англичан - У. Шекспир, у немцев - И. В. Гёте, у русских - А. С. Пушкин,
у грузин - Ш. Руставели.
Демократич. движения эпохи бурж. революций
дали возможность впервые осмыслить нар. характер иск-ва, его связь с жизнью
народа, с характером каждой нации, с борьбой, к-рую массы ведут за свободу.
Основы теории H. и. возникли в эстетике Просвещения. Просветители указывали
на связь "учёного" иск-ва с нар. мышлением, с образным и мета-форич. характером
нар. языка, с нар. эпосом и мифологией (Дж. Вико, И. Г. Гердер, В. Гумбольдт
и др.). Центральное место занимает идея H. и. в эстетике романтизма, где
она органически связывается с проблемой национальности в художеств, творчестве.
Однако большинство представителей романтич. школы (В. Ваккенродер, А. Арним
и К. Брен-тано - в Германии, С. П. Шевырёв - в России) подчёркивали преимущественно
патриархальный характер нар. иск-ва, противопоставляли его как нечто бессознательное
и естественное профессиональному иск-ву как искусственному и индивидуалистическому.
Более глубокое понимание H. и. высказали писатели-реалисты А. С. Пушкин,
H. В. Гоголь, Стендаль, к-рые видели основу H. и. в нар. жизни, в "духе"
народа, преломляющем историч. опыт данной нации.
Наиболее глубоко в домарксистской эстетике
теория H. и. была разработана рус. революц. демократами, особенно В. Г.
Белинским и H. А. Добролюбовым. Подвергнув критике романтически-патриархальное
понимание H.и. славянофилами, они сумели связать идею H. и. не только с
жизнью и интересами масс, но и с освободит, борьбой трудящихся. Революц.
демократы были далеки от сентиментальной идеализации мелкобурж. эстетич.
сознания (П. Ж. Прудон). В просвещении и раскрепощении народа они видели
условие освоения художеств, достижений широкими массами, преодоление той
ограниченности распространения профессионального иск-ва только в среде
"образованных классов", к-рая заставила Л. H. Толстого подвергнуть острой
критике отрыв иск-ва от народа.
Анализ и критика противоречий капи-талистич.
цивилизации стали исходным пунктом марксистского понимания H. и. К. Маркс
и Ф. Энгельс не только глубоко охарактеризовали нар. основы ряда художеств,
явлений (антич. художеств, мифологии, ср.-век. нар. поэзии, Шекспира),
но и раскрыли причины обездоленностй нар. масс в сфере искусства в бурж.
обществе, показали, что путём к преодолению этих антагонизмов является
социалистич. революция. Подвергнув критике вульгарное понимание связи иск-ва
с интересами "низших классов" (критика романа Э. Сю "Парижские тайны",
поэзии "истинного социализма" и т. д.), Маркс и Энгельс показали, что в
основе подлинной H. и. лежит объективное, глубоко правдивое художеств,
освоение действительности. Если бурж. социология усматривает народность
только в тех художеств, явлениях, к-рые являются эстетич. "эквивалентом"
определённого состояния народа, то Маркс и Энгельс всегда подчёркивали
значение реалистич. иск-ва как орудия пробуждения и революционизирования
нар. сознания.
Теория H. и. была поднята на высшую
ступень В. И. Лениным. На основе опыта социалистич. революции и начального
этапа строительства социалистич. культуры в СССР Ленин раскрыл диалектику
превращения иск-ва в общенар. достояние как один из центр, моментов культурной
революции. Он подчеркнул, что лишь в условиях социализма, ликвидирующего
антагонистич. разрыв между художеств, культурой и миллионами трудящихся,
совершается процесс возвращения художеств, ценностей народу. H. и. для
Ленина - решающий критерий оценки во всех вопросах как эстетич. теории,
так и художеств, политики.
Бурж. эстетика оказалась неспособной
указать пути преодоления противоречий эстетич. сознания, порождённых антагонизмами
классового общества. Эти противоречия практически разрешаются в ходе строительства
социалистич. культуры, руководствующегося, в частности, мыслью Ленина о
том, что "искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими
корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно
этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих
масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их"
(Ц е т к и н К., Воспоминания о Ленине, M., 1959, с. 11). Это положение,
определяющее политику КПСС в области литературы и искусства, воплощается
в практике художеств, творчества на основе метода социалистического
реализма, характеризующегося последовательным осуществлением принципа
H. и.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Об искусстве. [Сборник], т. 1 - 2, M., 1967; Ленин В. И.. О литературе
и искусстве. [Сборник], 4 изд., M., 1969; Добролюбов H. А., О степени участия
народности в развитии русской литературы, Собр. соч., т. 1, M., 1950; Горький
A. M., Советская литература. Доклад на 1-м Всесоюзном съезде советских
писателей, Собр. соч., т. 27, M., 1953; Егоров А. Г., Искусство и общественная
жизнь, M., 1959; Искусство и народ. [Сб. ст.J, M., 1966.
Г. А. Недошивин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я