НАСИЛИЕ

НАСИЛИЕ применение тем или
иным классом (социальной группой) различных, вплоть до вооруж. воздействия,
форм принуждения в отношении др. классов (социальных групп) с целью приобретения
или сохранения экономич. и поли-тич. господства, завоевания тех или иных
прав или привилегий.


Марксизм показал, что систематич. применение
H. в истории связано прежде всего с существованием антагонистич. классов,
т. е. объективными факторами, определяемыми в конечном счёте уровнем развития
производит, сил. H. в руках эксплуататорских классов является одним из
гл. средств сохранения или укрепления данной системы антагонистич. обществ,
отношений, одним из условий её "нормального" функционирования. Различную
роль H. в историч. процессе К. Маркс связывал со сменой конкрет-но-историч.
форм отчуждения труда и способов принуждения к труду. В рамках рабовладельч.
способа произ-ва господин-рабовладелец выступает в роли организатора деятельности
подвластных ему рабов; функцию поставщика рабочей силы и удержания её в
подчинении выполняет гос-во. При феодализме иерархически организованный
господствующий класс опирается на присвоение земли вместе с работающими
на ней производителями. В бурж. обществе, основу к-рого составляет частная
собственность, отчуждение труда принимает видимость свободного товарообмена
между собственниками овеществлённого труда (капитал) и живого труда, рабочей
силы (пролетариат). При этом при капитализме сохранение отношений эксплуатации
маскируется формальной "свободой" работника, здесь, естественно, возрастает
роль извращённых идеологич. форм обществ, сознания. Однако в решающие моменты
классовой борьбы буржуазия, не колеблясь, прибегает к H., обнажая эксплуататорскую
сущность антагонистич. системы отношений. В эпоху империализма в политике
господствующих классов проявляется тенденция к отказу от формаль-но-демократич.
методов, к установлению откровенно насильственных, военно-фашистских диктатур.
В области идеологии наряду с социальной демагогией получает распространение
откровенная апология H. (культ силы, теории элиты, расистские теории и
т. п.), получившая концентрированное выражение в фашизме. Господствующие
эксплуататорские классы широко применяли и применяют H. ив межгосударственных
отношениях, развязывая войны, направленные на ограбление и закабаление
народов, стремясь удержать своё господство над порабощёнными нациями (см.
Война,
Колонии и колониальная политика).



Восходящие, прогрессивные классы (напр.,
буржуазия в период борьбы с феодализмом, рабочий класс), в свою очередь,
применяют H. для ломки системы отживших обществ, отношений и ниспровержения
связанных с этой системой классов, не желающих поступиться своими интересами
и привилегиями.


Марксизм-ленинизм отвергает теории,
приписывающие H. решающую роль в истории (E. Дюринг). Вместе с тем
он вовсе не отрицает роли H. в том или ином механизме осуществления историч.
необходимости, особо выделяя эпохи социальных революций. Прослеживая генезис
капиталистич. формации, Маркс показывает, как H. помогло разрушить прежние
общественные отношения и создать условия для существования капитала - заставило
паупера с помощью т. н. "кровавого законодательства" стать рабочим. Методы
первонач. накопления, писал Маркс, "...отчасти покоятся на грубейшем насилии...",
причём "...все они пользуются государственной властью, т. е. концентрированным
и организованным общественным насилием, чтобы ускорить процесс превращения
феодального способа производства в капиталистический и сократить его переходные
стадии. Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда
оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция" (M арке
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 761). Марксизм, выяснив объективную
роль H. в истории, впервые решил вопрос о сознат. применении H. пролетариатом
в его революц. борьбе за коммунизм. Марксистская постановка проблемы H.
исходит из объективных закономерностей и условий классовой борьбы, требует
сводить H. до необходимого минимума на каждом из этапов борьбы там, где
имеется выбор. Историч. опыт показал, что господствующие классы не отказываются
добровольно от своих привилегий и применяют в борьбе с угнетёнными классами
все доступные им средства борьбы, вплоть до массового террора. Сопротивление
отживающих классов заставляет и революц. классы прибегать к ответным насильств.
мерам, вплоть до вооруж. борьбы. "...Когда нет реакционного насилия, против
которого надо бороться,- писал Ф. Энгельс,- то не может быть и речи о каком-либо
революционном насилии" (там же, т. 38, с. 419). Масштабы и формы революц.
H. зависят прежде всего от степени и форм сопротивления свергаемых классов.
Вместе с тем в выборе более жестоких или более гуманных форм переворота
существ, роль играет также степень морального и интеллектуального развития
самого рабочего класса, его партий и вождей, а также др. обстоятельства,
как, напр., наследие войны (см. К. Маркс, там же, т. 23, с. 9; В. И. Ленин,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 199-200).


Марксизм с самого своего зарождения
выдвигал путь мирной революции как возможную в определ. условиях альтернативу
немирному революц. пути. Но никакая глубинная социальная революция немыслима
без массового политич. действия, без применения принудит, мер к эксплуататорам,
без установления диктатуры революц. классов, т. е. определ. форм социального
H. (см. Социалистическая революция).


Задача построения социализма требует
применения принудит, мер по отношению к сопротивляющимся элементам эксплуататорских
классов (буржуазии, кулачества). Однако неизбежная в социалистич. обществе
социальная смерть эксплуататорских классов не означает применения ко всем
их представителям репрессий, а тем более их физич. уничтожения; решительно
пресекая сопротивление враждебных социализму сил, пролет, гос-во предоставляет
лояльным элементам полную возможность применить свои знания и способности
в строительстве нового общества, стать его полноправными членами.


В период строительства социализма главными
становятся методы не принуждения, а убеждения, воспитания, организации
масс, причём конкретно-историч. условия и уровень развития той или иной
страны определяют соотношение этих методов. Вместе с тем и в условиях социализма
сохраняются меры принуждения к антиобществ, элементам - ворам, тунеядцам,
преступникам, хулиганам.


Новые междунар. условия, связанные
с ростом социализма и междунар. анти-империалистич. движения, позволили
ком-мунистич. партиям поставить вопрос об изгнании H. из сферы межгос.
отношений ещё в период сосуществования капиталистич. и социалистич. гос-в,
о возможности предотвращения новой мировой войны ещё до полной победы социализма
на земле (см. Мир международный, Мирное сосуществование).


В совр. условиях, когда существует
мировая социалистич. система, революц. процессы в ряде стран могут развиваться
в более безболезненных формах. Если раньше буржуазия, будучи сильнее пролетариата,
навязывала ему самые кровавые формы борьбы, то в совр. эпоху перед пролетариатом
открывается возможность навязывать буржуазии более гуманные формы борьбы.
Вместе с тем мировое коммунистич. движение, опираясь на опыт истории, подчёркивает
в своих программных документах необходимость иметь в виду и перспективу
"немирного перехода к социализму", быть всегда готовыми к смене форм борьбы,
к применению вооруж. форм принуждения там, где к этому вынуждает пролетариат
сопротивление реакции.


Правильный подход к проблеме H. вырабатывался
в коммунистич. движении и в систематич. борьбе против оппор-тунистич. представлений.
Ревизионистские концепции возникают на почве преувеличения легальных возможностей
бурж. демократии, якобы позволяющей рабочим партиям без установления диктатуры
пролетариата ввести социализм. Марксистско-ленинские партии ведут не-примирим-ую
борьбу с ревизионизмом, правым оппортунизмом, к-рый парализует революц.
волю рабочего класса. Ничего общего не имеют с революц. марксизмом и разного
рода левацкие представления, носители к-рых абсолютизируют значение вооруж.
насильств. действий в ходе революц. борьбы угнетённых классов или пытаются
внедрить методы "казарменного коммунизма" в практику социалистич.
строительства (см. Маоизм).


Марксистское понимание H. является
объектом систематич. нападок и фальсификации в современной антикоммунистич.
лит-ре. Бурж. пропагандисты замалчивают то, что само бурж. общество есть
строй, систематически практикующий H. по отношению к трудящимся массам,
угнетённым нациям, ведущим справедливую нац.-освободит, борьбу. Изображая
коммунистов почитателями террора, H., они умалчивают о том, что применение
пролетариатом H. является вынужденным и носит временный, ограниченный характер.
Последовательное развитие социалистической демократии в социалистических
странах, борьба коммунистич. партий капиталистич. стран за обновление и
расширение демократии, против реакц. диктатуры буржуазии, активная политика
социалистических государств, направленная на утверждение принципов мирного
сосуществования государств, все больше разоблачают и опровергают измышления
идеологов антикоммунизма.


Коммунисты в своей политике следуют
ясным заветам классиков марксизма-ленинизма. "...В нашем идеале нет места
насилию над людьми",- подчёркивал В. И. Ленин,- и этот идеал коммунизма
соответствует объективной тенденции исто-рич. процесса, где "...все развитие
идет к уничтожению насильственного господства одной части общества над
другой" (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 122).


Лит · Маркс К., Капитал, гл.
24, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг,
отд. 2, главы 2, 3, 4, там же, т. 20, с. 162-70; его ж е, Роль насилия
в истории, там же, т. 21; Ленин В. И , О государстве, Поли. собр. соч.,
5 изд , т. 39; его же, Как буржуазия использует ренегатов, т. 30; его же,
Замечания на книгу H. И. Бухарина: "Экономика переходного периода", в кн.·
Ленинский сборник, XL M - Л., 1929; Программные документы борьбы за мир,
демократию и социализм, M , 1961; Программа КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), M., 1972; Международное совещание коммунистических и рабочих партий.
Док-ты и мат-лы. Москва. 1969, M., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, M.,
1971; Кар Г., О мирном и немирном путях развития социалистической революции,
"Проблемы мира и социализма", 1962, Jsfe 5; Ковалев С-, Коммунистический
гуманизм и революционное принуждение, там же, 1964, № 5; Федосеев П, Материалистическое
понимание истории и "теория насилия", "Коммунист", 1964, № 7

E. Г. Плимак.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я