НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ петроглифы,
писаницы, древние изображения на стенах и потолка) пещер, на открытых скальных
поверхностях и отд. камнях. Известны во всех частях света и относятся к
разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитич. H. и. представлены
в пещерах и гротах Юж. Франции (Комбарелъ, Монтеспан, Ласко и др.),
Сев. Испания (Алътамира, Кастильо и др.). Характерны фигуры животных,
гл. объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников
- медведя, пещерного льва. На терр. СССР палеолитич H. и. открыты в Каповой
пещере
на Урале, на скалах у дер. Шишкине на р. Лене, геометрич. начертания
- в гротах Мгвимеви на Кавказе. Большинство исследователей признаёт, что
H. и. имели магическое значение. Стиль и техника H. и. разнообразны - от
контурногс изображения, процарапанного или обведенного одной красочной
линией, до барельефа и полихромной росписи (применялись минеральные краски).
В конце палеолита, мезолите и особенно в эпоху неолита H. и. получили более
широкое распространение. В росписях Вост. Испании, Юж. Италии, Сев. Африки
(Tассилин-Аджер),
Центр,
и Вост. Сахары, Юж. и Вост. Африки гл. место занимают сложные композиции
сцен охоты, войны, обрядовых действий (см., напр., в ст. Бушмены).
Особую
группу составляют своеобразные H. и. неолитич. охотничье-рыболовческих
племён севера (в Сев. Скандинавии, в Карелии и Вост. Сибири). На поверхности
гранитных скал выбиты или написаны охрой динамич. сцены охоты, изображения
мифологич. значения и др. Дальнейшее развитие и распространение H. и. получили
в эпоху бронзы и особенно раннего железа. H. и. этого времени встречаются
во MH. странах. В СССР они известны на С. Европ. части, в Сибири (на Енисее,
Лене), в Туве, на Кавказе и в Крыму, на Д. Востоке и в Cp. Азии. Иногда
сотни и тысячи изображений, часто относящихся к различным эпохам, сплошь
покрывают скалы; нередко древние изображения перекрыты более поздними (напр.,
Кобг/стан
в Азерб. CCP, Писанная гора в Хакасии, Коодо-Сомон в Монголии и др.).
Среди H. и. этого времени, помимо изображений диких животных, сцен охоты,
магич. знаков и др. , характерных и для предшествующих эпох, встречаются
изображения домашних животных, жилищ и целых поселений, религ. обрядов,
лодок с гребцами, обработки земли мотыгами, сцены сраже ний и грабительских
набегов и мн. др.



Наскальные изображения. 1 - бык-бизон
(Сибирь, Шишкине); 2 - лось (Урал, Coколинские утёсы на р. Тагил); 3
-
лучники (стоянка Тин-Тазарифт на Ю.-В.Алжира).


Нов художеств. форме отражают хоз и
духовную жизнь людей соответств эпохи и имеют большое значение как историч
источник


Лит Б а д е р О H , Каповая
пещера, M , 1965, Гущин А С , Происхождение искусства, Л - M , 1937, Лот
AB поис ках фресок Тассили, пер с франц , M , 1962, Окладников А П, Шишкинские
пи саницы, [Иркутск], 1959, P а в д о н и к а с В И , Наскальные изображения
Онеж ского озера и Белого моря, ч 1 - 2, M - Л , 1936 - 38, Савватеев Ю
А, Залавруга, ч 1, Л , 1970, Формозов А А, Очерки по первобытному искусству,
M , 1969, Ч е р ненов В H , Наскальные изображения Урала, [ч 1-2], M ,
1964-71, Br е UlI H (Abbe), Quatre cents siecles d art parietal, Montlgnac,
1952, Grazlosi P Die Kunst der Altstemzeit, [Stuttg , 1956], L e roi Gourhan
A, Prehlstolre de 1 art occidental, [P , 1965] 3 А Абрамова




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я