НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ
в музыке, группа
семиступенных строго диатонич. ладов, не включающих видоизменений осн.
ступеней - хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). H. л. издавна
распространены в нар. и проф. европейской и внеевропейской музыке. К ним
принадлежат след, (полные и неполные) лады: эолийский (натуральный минор),
ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский,
редко встречающийся локрийский, а также переменные диатонич. лады и все
виды ангемитонной пентатоники.
Названия осн. диатонич. H. л. были заимствованы
из др.-греч. муз. теории, однако эти лады не соответствуют по структуре
имеющим те же названия др.-греч. диатонич. ладам (см. Древнегреческие
лады).
H. л. обладают разнообразной окраской звучания.
Напр., миксолидийский отличается просветлённым минорным колоритом, лидийский
- характерной усиленной мажорностью и т. п. В 19-20 вв. различные композиторы
(M. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Э. Григ,
Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто используют H. л. и опирающуюся на них
натуральную гармонию в связи с особыми выразит, задачами и в колористич.
целях. Понятие H. л. условно. Слово "натуральный" означает "данный природой",
"естественный". Однако, если для европ. музыки натурален диатонизм, составляющий
её ладовую основу, в вост. муз. культурах столь же природными, т. е. натуральными,
являются и лады, включающие недиатонич. интервалы, напр, увеличенную секунду.
Лит.: T ю л и н Ю., Натуральные
и альте-рационные лады, M., 1971: Котляревський I., Д1атошка i хроматика
як категорп музичного мислення, KIIIB, 1971.
Ю. H. Холопов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я