НАТУРФИЛОСОФИЯ
(от лат. natura -
природа), философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой
в её целостности. Границы между естествознанием и H., её место в философии
исторически менялись. Наиболее значит, роль H. играла в древности. Фактически
H. явилась первой ист. формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули
ряд гипотез, сыгравших значит, роль в истории науки: к ним прежде всего
относится атомистич. гипотеза (см. Атомизм). В дальнейшем H. обычно
именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Само понятие
"Н." (philosophia naturalis) восходит к стоицизму (Сенека).
В ср. века, когда философия обосновывала
геоцентрич. представления, H. почти исчезает с филос. горизонта: отд. элементы
антич. H. были приспособлены к креационистским представлениям христианской,
мусульманской и иудейской теологии.
Рост интереса к природе в философии эпохи
Возрождения нашёл выражение в новом расцвете H., связанной с именами
Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици.
H. эпохи Возрождения развивалась на основе пантеизма и гилозоизма. Особенно
широко использовался принцип тождества микро- и макрокосмоса. Натурфилософия
Возрождения выдвинула принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких
диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как
источнике изменения), однако понимание природы в целом носило во многом
фантастич. характер, включая астрологич. и алхимич. представления. Страстное
стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой
и пифагорейской мистикой чисел.
В 17-18 вв., в эпоху бурного прогресса
механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафи-зич.
способ рассмотрения природы, H. отступает на второй план. В нем. классич.
философии H. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин,
особенно у Ф. В. Шеллинга, пытавшегося на основе объективного идеализма
обобщить достижения современного ему естествознания. Шеллинг выдвинул диалектич.
идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства
природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение
в степень более низших. Щеллингову H. развивали Л. Окен (Германия), Д.
M. Велланский (Россия), а также нек-рые естествоиспытатели (физик X. К.
Эрстед, геолог X. Стеффенс, биологи Г. Треви-ранус и Г. Карус, психолог
Г. Шуберт и др.).
Маркс и Энгельс высоко оценивали значение
"старой натурфилософии", однако показали её историческую ограниченность.
Характеризуя H., Энгельс писал, что она "... заменяла неизвестные еще ей
действительные связи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала
недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении.
При этом ею были высказаны многие гениальные мысли и предугаданы многие
позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогда
и быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты
изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи,
... натурфилософии пришел конец" (Mарке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 21, с. 304-05). Попытки возрождения H. были предприняты в кон. 19- нач.
20 вв. В. Оствальдом, X. Дришем, T. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть
с помощью H. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. H. существуют
в теории эмерджентной эволюции и в философии А. Уайтхеда.
Диалектич. материализм, исходя из ленинского
разграничения филос. понятия материи и естественнонауч. её исследования,
исключает возможность существования H. как особой филос. дисциплины, возвышающейся
над естеств. науками и директивной по отношению к ним.
Лит.: Dingier H., Geschichte der
Naturphilosophie, В., 1932; Hollander А., Vom Wesen der Natur. Einfuhrung
in die traditionelle Naturphilosophie, W., 1948; B e п s e M., Der Begriff
der Naturphilosophie, Stuttg., 1953; Naturphilosophie. Von der Spekulation
zur Wissenschaft, hrsg. von H. Horz, R. Lother, S. Wollgast, B., 1969.
В. В. Соколов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я