НАТЮРМОРТ

НАТЮРМОРТ (франц. nature morte,
итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; грлл. stilleven, нем.
Stilleben, англ, still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь),
жанр изобразительного искусства (гл. обр. станковой живописи), который
посвящён изображению вещей, размещённых в единой среде и организованных
в группу. Спец. организация мотива (т. н. постановка) - один из осн. компонентов
образной системы жанра H. Кроме неодушевлённых предметов (напр., предметов
домашнего обихода), в H. изображают объекты живой природы, изолированные
от своих естеств. связей и тем самым обращённые в вещь,- рыбу на столе,
цветы в букете и т. п. Изображение живых, движущихся существ - насекомых,
птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в H., но лишь дополняя
его осн. мотив. По сравнению с др. жанрами в H. вырастает значительность
малых предметов, выделенных из контекста быта. Специфика жанра определяет
повышенное внимание художника (и зрителя) к структуре и деталям объёмов,
фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений,
к чисто пластич. проблемам изображения. Цели H. как жанра не сводятся к
выражению символики, к решению декоративных задач или к естествоиспытательски
точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали
формированию H., а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций,
яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение
вещей в H. имеет самостоятельное художеств, значение; художник может создать
в H. ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом.
В история, развитии H., в его меняющемся в разные эпохи содержании специфически
отражается социальная обусловленность иск-ва в целом.


Натюрмортные мотивы как детали композиций,
декоративные и символич. изображения вещей встречаются уже в др.-вост.,
антич. и ср.-век. иск-ве. Элементы H., в к-рых можно видеть композиционно-тематические
прообразы его развитых типов, входят в древнеримские фрески и мозаики начиная
с 1 в. Применительно к классическому вост., в частности кит. и япон., иск-ву
трудно говорить о собственно H.: форма художеств, видения и система жанров
существенно отличались здесь от европейских. Отчасти с жанром H. сопоставимы
произв. т. н. жанра "цветы и птицы", а также отд. изображения фруктов (Цуй
Бо, 2-я пол. 11 в., Му-ци, 13 в. - в Китае; Огата Корин, 2-я пол. 17 -
нач. 18 вв. в Японии).


Рождение H. как самостоятельного жанра
связано с общим становлением европейского искусства нового времени, выделением
станковой живописи и формированием разветвлённой системы жанров. Уже в
произв. итал. и особенно ни-дерл. мастеров эпохи Возрождения наблюдаются
небывалое внимание к материальному миру, привязанность к кон-кретно-чувств.
красоте вещей, образы к-рых вместе с тем порой сохраняют символич. значение,
часто присущее изображению предметов в ср.-век. иск-ве. Историю H. как
жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompe1'ceil" ("обманка"),
открывает "Натюрморт" итал. художника Якопо де Бар-бари (1504), в к-ром
гл. внимание уделено иллюзионистически-точной передаче предметов. Однако
распространение жанра H. приходится на 2-ю пол. 16 - нач. 17 вв., чему
способствовали характерные для этой эпохи естественнонауч. склонности,
интерес иск-ва к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов
художеств, освоения мира. В картинах нидерландца Питера Артсена и его последователей,
иногда ещё религ. по сюжету, большое место уделено изображению кухонь и
лавок с нагромождением снеди и утвари. Бо-танич. точность воспроизведения
различных цветов, красота и разнообразие их форм и расцветки занимают фламандца
Я. Брейгеля Бархатного не меньше, чем их символика. 17 в.- эпоха расцвета
H. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием нац. школ
живописи. Становление итал. H. в значительной мере определяется реформами
Караваджо, повлёкшими обращение художников к простым, "низким" мотивам
и обусловившими стилистические особенности живописи итальянских натюр-мортистов.
Излюбленные темы мастеров итал. H. (П. П. Бонци, M. Кампидольо, Дж. Рекко,
Дж. Б. Руопполо, Э. Баске-нис и др.)-цветы, овощи и фрукты, дары моря,
кухонная утварь, муз. инструменты и книги. В целом итал. H. присущи ритмическое
разнообразие композиций, насыщенность и яркость колорита, пластич. выразительность
передачи предметного мира. Традиции караваджизма ощутимы и в исп.
H. с его любовью к отточенной пластике формы, выявленной контрастами светотени.
Изображения вещей (часто обыденных) в исп. H. отличаются возвышенной строгостью
и особой значительностью, как бы отрешённостью от быта (X. Санчес Котан,
Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность,
нередко демократизм образов ярко проявились в голл. H. Для него характерны
внимание к живописной разработке световой среды, к разнообразию фактуры
различных материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя -
от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа
до напряженно-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа
("десерты"). Голл. H. отличает обилие работавших в этом жанре мастеров
и разнообразие типов: кроме "завтраков" и "десертов", "рыбы" (А. Бейерен),
"цветы и фрукты" (Я. Д. деХем), "битая дичь" (Я. Венике, M. Хондекутер),
алле-горич. H. "vanitas" ("суета сует") и др. Голл. вариант термина "Н."
- "stilleven" (первонач. смысл - "неподвижная модель")- возник только в
кон. 17 в., объединив все эти разновидности. Флам. H. (гл. обр. "рынки",
"лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом композиций: они многосоставны,
величественны и динамичны; это - гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс,
Я. Фейт). В 17 в. развивается также нем. (Г. Флегель, К. Паудис)и франц.
(Л. Вожен) H. С кон. 17 в. во франц. H. восторжествовали декоративные тенденции
придворного иск-ва. Рядом с H. цветов (Ж. Б. Мон-нуайе и его школа), охотничьим
H. (А. ф. Депорт и Ж. Б. Удри) лишь изредка появляются образцы бытового
H. Но в 18 в. во Франции работает один из самых значит, мастеров H.-Ж.
Б. С. Шар-ден, чьи произв. выделяются особой глубиной содержания, свободой
композиций и богатством колористич. решений. Его образы мира повседневных
вещей демократичны по своей сути, интимны и человечны, словно согреты поэзией
домашнего очага. В сер. 18 в. возник термин "nature morte", к-рый отразил
пренебре-жит. отношение к H. со стороны акаде-мич. кругов, отдававших предпочтение
жанрам, областью к-рых была "живая натура" (исторический жанр, портрет
и др.). Но передовое иск-во разрушало академич. иерархию жанров, тормозившую
развитие H. Композиц. штампы H. изживались, и заново оценивались закономерности
этой картинной формы. В 19 в. судьбы H. определяют ведущие мастера живописи,
работающие во MH. жанрах и вовлекающие H. в борьбу эсте-тич. и художеств,
идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане и импрессионисты
во Франции, эпизодически обращавшиеся к H.). Вместе с тем 19 в. долго не
выдвигал в H. крупных мастеров, специализирующихся именно в этом жанре.
На фоне рутинного салонного H. 2-й пол. 19 в. выделяются в общем традиц.
работы француза А. Фан-тен-Латура и американца У. Харнета, своеобразно
возродившего тип "trompe1'oeil". Подъём H. связан с выступлением мастеров
постимпрессионизма,
для
к-рых мир вещей становится одной из осн. тем. В кон. 19 в. экспрессивные
возможности H. вплоть до остродраматического выражения социальной и нравств.
позиции художника воплощаются в творчестве голландца В. ван Гога. Пластич.
совершенство живописи, верной как природе так и высоким идеалам картины,
возро" дает в H. француз П. Сезанн. Этот жанр становится принципиальным
для ei творч. концепции, оказавшей большое влияние на развитие H. (как
и живописи в целом) в иск-ве 20 в. С нач. 20 в. H является своего рода
творч. лабораторией живописи. Во Франции мастера
фовизм (А. Матисс
и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных
возможносте цвета и фактуры, а представители
кубима (Ж. Брак, П.
Пикассо, X. Грис и др. используя заложенные в специфике H аналитич. возможности,
стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Проблемы
(или же мотивы) H. привлекают и мастеров более поздних течений - от художников
в разной мере сочетающих ориентации на классич. наследие с новыми открытиями
в живописи (Пикассо во Франции А. Канольдт в Германии, Дж. Моранд в Италии),
до представителей
сюрреализма и "поп-арта", чьи произв.
в целом выходят за рамки исторически сложившегося жанра H. Реалистич. традиции
H. (нередко с подчёркнутой социальной тенденцией) в 20 в. представлены
творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса Мексике, P. Гуттузо в Италии.


В рус. иск-ве H. появился в 18 в. вместе
с утверждением светской живописи отражая познават. пафос эпохи и стремление
правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. H. Теплова, П. Г.
Богомолова, T. Ульянова и др. Дальнейшее развитие рус. H. носил эпизодич.
характер. Его нек-рый подъём в 1-й пол. 19 в. (Ф. П. Толстой, школы А.
Г. Венецианова, И. T. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом
и обыденном. Во 2-й пол. 19 в. к H. этюдного характера лишь изредка обращаются
И. H. Крамской, И. E. Репин В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан;
подобное положение H. в художеств. системе передвижников следовал
из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематич. картины. Cамостоятельное
значение H.-этюда возрастает па рубеже 19 и 20 вв. (M. А. Врубель, В. Э.
Борисов-Мусатов). Расцвет рус. H. приходится на нач. 20 в. К его лучшим
образцам относятся: импрессионистические по своим истокам, но по-разному
обогащённые новыми художеств. веяниями работы К. А. Коровина И. Э. Грабаря,
M. Ф. Ларионова; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произв.
художников "Мир искусства"· (А. Я. Головин и др.); романтизированно-приподнятые
и остродекоративные образы П. В. Кузнецова, H. H. Сг пунова, С.
Ю. Судейкина, M. С. Сарьян и др. живописцев круга "Голубой розы"яркие,
пластичные H. мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский,
И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, P. P.Фалы
H. С. Гончарова) с их культом единства цвета и формы и пафосом самого процесса
интерпретации натуры. Развиваясь в общем русле искусства социалиста-реализма,
сов. H. обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и почти
философское осмысление современности в обострённых по постановках и композиции
произв. (К. С. Петров-Водкин), и попытки осязаемо обреет отвергнутую беспредметниками
вещь через эксперименты в области фактуры (Д. П. Штеренберг, H. И. Альтман),
и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия плодов земных,
снеди, утвари (Кончаловский, Машков, Куприн, Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин
и др.), и поиски тонкой колористич. гармонии, поэтизацию мира вещей (В.
В.Лебедев, H. А. Тырса и др.) Сюжетно-быто-вой H. разрабатывается с 30-х
гг. Ю. И. Пименовым. В 40-50-е гг. в области H. работают A. M. Герасимов,
П. В. Кузнецов. В 60-70-е гг. как натюрмортисты выступают А. Ю. Никич,
В. Ф. Стожаров. Среди мастеров H. в союзных республиках выделяются M. А.
и E. А. Асламазян в Армении, T. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп
и Л. Эндзелина в Латвии, H. И. Кормашов в Эстонии.



Лит.: Виппер Б. Р., Проблема и развитие
натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Щербачёва M. И., Натюрморт в голландской
живописи, Л., 1945; Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л.- M.,
1966; Г л о з м а н И. M., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.:
Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, M., 1968, с. 53-71;
P а к о в a M. M., Русский натюрморт конца 19 - начала 20 века, M., 1970;
П у ш к а р ё в В. И., П р уж а н И. H., Русский и советский натюрморт,
M.- Л., 1971; F и г s t H., The art of still-life painting, L., 1927; Sterling
Ch., La nature morte. De I'antiquite U nos jours, P., 1952; B e r g s tr
6m I., Dutch still-life painting in the seventeenth century, L.,1956; Fa
re M., La nature morte en France. Son hlstoire et son evolution du 17 au
20 siecle Gen., 1962. И. С. Болотина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я