НАУЧЕНИЕ
(англ, learning), приобретение
знаний, умений и навыков. В отличие от пед. понятий обучения, образования
и воспитания, термин "H." применяется преим. в психологии поведения
и
охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К
H. относятся такие явления, как привыкание, запечатление, образование
простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков,
реакций сенсорного различения и, наконец, т. н. разумное H. у человека.
H. наряду с инстинктивным поведением
- одно из осн. понятий этологии, характеризующее индивидуальное
приспособление животного к среде обитания путём изменения врождённого поведения.
Различают две осн. формы H.: обязатель
на разработках фосфоритов на острове Науру.
ное, свойственное всем особям данного вида,-
гл. обр. запечатление, и факультативное, относящееся к индивидуальному
поведению отд. особей в соответствии с конкретными условиями их жизни,-
гл. обр. навык, отчасти подражание и др. Изучению процессов H. посвящено
огромное число экспериментальных исследований, большая часть к-рых проведена
в США в рамках бихевиоризма и выполнена на животных. Гл. внимание
в них уделяется выяснению влияния на процессы H. различных факторов: числа
и распределения повторений, подкрепления ("закон эффекта") и его характера,
типа обусловливания реакций, зависимости от состояния потребностей. Более
сложными являются вопросы о переносе результатов H. в условия, отличные
от исходных, о "скрытом" (латентном) H., о формировании сенсомоторных структур
и сенсорных синтезов, к-рые выступают в качестве т. н. внутренних переменных
поведения, т. е. его психологич. звеньев. Исследования H., понимаемого
как процесс приспособления к условиям, создаваемым в эксперименте, относятся
гл. обр. к простейшим, "пассивным" формам приобретения тех или иных навыков,
в т. ч. сенсорных и умственных, поэтому они не могут быть распространены
на формы H., специфические для человека. Ист. опыт человечества передаётся
отд. людям путём их активного обучения, составляющего одну из важнейших
функций общества, к-рая возлагается, в частности, на школы и др. пед. учреждения.
Лит.:
Экспериментальная
психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, в. 4, M., 1973; Thorndike E.
L., The psychology of learning, N. Y., 1921; H i 1 g a r d E. R., Marquis
D. G., Conditioning and learning, N. Y.-L., 1940; Skinner B. F., Verbal
behavior, N.Y., 1957; Th о r р e W. H., Learning and instinct in animals,
L., 1963. A. H. Леонтьев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я